Количество покупок в дни распродаж на Черную пятницу 24-26 ноября 2023 года вырастет на 15% по сравнению с 2022 годом и станет рекордным за последние 5 лет, выяснила Тинькофф Касса в рамках аналитического проекта Tinkoff Data. Сумма трат россиян также вырастет на 15% год к году, но восстановится лишь до уровня 2019 года.
Средний чек в Черную пятницу с каждым годом снижается, и в 2023 году станет минимальным с 2019 года: 2453 ₽. На фоне роста количества транзакций, это может говорить о том, что россияне входят во вкус распродаж и совершают больше покупок по количеству, но более выгодно и по меньшей цене.
Больше всего в Черную пятницу россияне потратят на маркетплейсах. В 2023 году на них придется до 50% оборота во время распродаж. Обороты на маркетплейсах ежегодно растут, на них не повлиял даже спад 2022 года. В 2023 году, по прогнозу, обороты на маркетплейсах увеличатся на 40%.
По сравнению с потребительской активностью в обычные дни ноября (за исключением распродажи на День холостяка 11.11) в 2023 году всплеск трат будет невысоким: обороты вырастут на 10—40% в зависимости от категории, тогда как, например, в 2019 году рост мог быть двукратным.
Сильнее всего Черная пятница-2023 повлияет на увеличение продаж в категории «спорттовары» (40%), а также «одежда и обувь» (30%). Аналитики Тинькофф Кассы объясняют такое размытие спроса тем, что все больше магазинов проводят распродажи не только в саму Черную пятницу 24-26 ноября, но и в течение всего месяца.
Исследование проведено на основе обезличенных данных об оборотах бизнеса и транзакциях 38 млн клиентов Тинькофф с 2019 по 2023 год, а также на расчетах сервиса аналитики и прогнозирования Тинькофф ETNA. Результаты исследования эксперты обсудят на ежегодной конференции Tinkoff eCommerce 30 ноября.
По данным аналитиков Яндекс Рекламы, в Черную пятницу россияне часто покупают привычные товары по выгодной цене (36%) или стараются запастись впрок (26%). При этом около четверти потребителей стремятся приобрести товары из последней коллекции или попробовать что-то новое.