Отец-пенсионер обратился ко мне с просьбой разобраться, почему у него списывают гигантские суммы за короткие телефонные разговоры. Днём он поговорил со мной 30 секунд, а вечером не досчитался нескольких десятков рублей.
Он пользуется кнопочным телефоном, а не смартфоном, поэтому я отправилась в личный кабинет его мобильного оператора за детализацией. Вход осуществляется по коду из смс, так что по сути вы можете дистанционно проверить платные услуги и другие списания любого своего родственника/близкого с его согласия.
В личном кабинете вижу, что за 17 дней декабря списали более 500 рублей. И в ноябре 270. Спрашиваю, не перечислял ли он на благотворительность или нечто подобное — нет, не перечислял.
Заказала детализацию и увидела там, что каждый день в одно и то же время происходит списание 30 рублей. Получатель — НКО Моби.Деньги. Интернет внятных объяснений не дал. Какая-то компания, которая предоставляет развлекательный контент. Всё. Дальше были только инструкции по отключению.
Пока я выясняла, какого числа произошло первое списание и что этому предшествовало, отец сам пошёл в офис "Мегафона". Я в выписке видела, что перед первым списанием он получил около 6 смс-сообщений с одного номера, а потом списали 30 рублей. Исходящих сообщений при этом не зафиксировано. Я подумала, что он мог что-то подключить и забыть.
В офисе сотрудник тоже сделал детализацию, но у них какие-то более широкие данные, чем в личном кабинете, поэтому он смог рассказать конкретнее. Выяснилось, что отец зашёл на сайт по проверке штрафов на машину и ввёл свой номер, согласился на автомате со всякими предупреждениями (наверняка они были) и продолжил жить дальше, совершенно об этом забыв.
Вот с тех пор, а прошло почти 4 недели, у него каждый день списывали по 30 рублей. За то, что проверяется бесплатно через "Госуслуги", которые у него есть на компьютере и которыми он пользуется! Кроме того, он на этом сайте не только номер телефона ввёл, но ещё и данные своих документов и документов на машину. Скорее всего, они и так гуляют по интернету — базы регулярно утекают, но меня печалит сам факт, что совершенно адекватный и по-житейски мудрый человек спокойно предоставил свои данные левому ресурсу.
В интернете я читала много всего про эту "НКО Моби. Деньги", и в основном на эту подписку попадаются пенсионеры. Кто-то со штрафами, а кто-то посещает развлекательные порталы.
Для отказа от подписки надо было отправить слово СТОП на номер, с которого приходили те первые сообщения — 7522. Но сотрудник "Мегафона" сам всё отключил, так как через пару минут после выхода из офиса оператора пришло сообщение, что услуга отключена. В личном кабинете я такой опции, кстати, не видела, и в платных услугах эта "штука" тоже не высвечивалась — вероятно, там только подписки на услуги самого "Мегафона" отображаются.
Деньги родителю никто, конечно, не вернёт, да и в этой ситуации полностью его вина — нечего кликать на всё подряд, не читая. Причём я не могу назвать его наивным, но вот и он попался на такой развод. С вами я делюсь для того, чтобы в очередной раз напомнить, что не надо вводить никакие свои данные на первых попавшихся ресурсах, будь то документы или даже номер телефона. Если вам надо ввести какой-то код из смс — подумайте 10 раз и на этом этапе, позвоните кому-то из подкованных в этом деле знакомых и посоветуйтесь.
Не скажу про все города, но по крайней мере в моём районе Петербурга время от времени проходят бесплатные занятия для пенсионеров по работе с гаджетами (смартфонами и планшетами), чтобы не только освоить этот важный нынче инструмент, но ещё и уметь им пользоваться без потерь для себя.
P.S. И всегда читайте то, что подписываете! Даже мелкий шрифт. Даже если над вашим ухом недовольно пыхтит следующий в очереди. Поставить галочку в интернете — это из этой же серии.