Смотрю 5 сезон Фарго, и позади пять из 10 эпизодов. В общем-то можно уже и поделиться мнением: это не тот Фарго. И хотя отзывы критиков вроде как позитивные, но меня-то не проведешь: сериал потерял то, за что любили.
Чем раньше радовали сезоны, опирающиеся на философию Коэнов? Реалистичными сюжетами с толикой абсурда и магического реализма. То есть все как в жизни, но с фантастическими элементами, поясняющими и усиляющими простые посылы: вот есть зло, которое может овладеть любым человеком. Есть алчность, из-за которой люди творят откровенные глупости. Есть желание побороть себя, доказав, что я не тварь трусливая (дрожащая, недостойная — вставить в зависимости от персонажа). В общем-то все приземленное.
Что же в пятом сезоне? Для начала небольшой синопсис для тех, кто еще не смотрел. Действие происходит в Миннесоте и Северной Дакоте 2019 года. В главной роли — Джуно Темпл в образе, казалось бы, типичной домохозяйки. Однако её таинственное прошлое настигает её, и девушка попадает в неприятности, оказываясь в центре внимания полиции и преследуемая разными темными личностями. Джон Хэмм играет шерифа Роя Тиллмана, который давно ищет Дот (она — сбежавшая его жена), и использует все свое влияние и силы, чтобы добиться желаемого. Кроме того в истории есть некий символ зла, типа Лона Малво или Антона Чигура — некий Оле Мунк. Но в отличии от обозначенных двоих, этот тип не такой однозначный.
Задумка звучит отлично и в рамках франшизы: героиня пытается защитить свой образ жизни, спасаясь от гостей из прошлого. Однако на деле все упирается в крайне упоротый сценарий, какие-то тупиковые диалоги, в котором персонажи скорее герои сюрреалистичного третьего сезона "Твин Пикс", чем в меру жизненного "Фарго". Герои плоские, и в плохом смысле слова нелепые. Поймите, я понимаю, что Фарго как раз таки про нелепость. Но она должна быть достоверной, убедительной.
Ну вот давайте вспомним героя Мартина Фримена из первого тома? Его поступки и мотивы — мерзкие, но понятные. Он отвратительный тип, но в чем-то ему можно переживать. Тоже самое можно сказать про героиню второго сезона, сыгранную Кирстен Данст: она по-бабски тупит, но именно в "бабской" плоскости умеренно реалистична. В последующих сезонах это все более-менее сохранялось.
Злодеи здесь злодейские, за ними не разглядеть людей, их мотивы непонятны: например, свекровь героини просто так отбитая сука, косплеящая Стервеллу (не ту, что с Эммой). Да, понятное дело — это все сатира и внутреамериканские приколы. Дональд Трам, конфедераты. Но в этом сезоне явно перестарались.
В отличие от первых сезонов "Фарго", которые выделялись кинематографическим качеством и мастерством операторской работы, пятый сезон представляет собой менее убедительный визуальный опыт с тусклой и плоской картинкой, хуже наших НТВ-шных сериалов.
Среди плюсов стоит отметить актерский состав: Джуно Темпл милота, Джон Хэмм убедителен, Джо Кири играет противнейшего сына шерифа, что прибить хочется (а это плюс), а Сэм Спруэлл добавляет загадочности и ужаса, соответствуя канонам сериала.Впереди еще пять серий, при этом не берусь говорить, что смотреть не стану. Чтобы вынести окончательный вердикт, нужно оценить целиком. А вдруг все, к чему я сейчас придирался, сделано осознанно, а не в результате хорошо покладенного огромного болта на франшизу?