Под конец самого бойкого на релизы года состоялся выход Alan Wake 2 — самой неоднозначной игры 2023. В нее можно легко влюбиться с первых кадров, затем возненавидеть, потом опять полюбить, а в какой-то момент снова перегореть. Кто-то уже называет сиквел лучшей игрой года. А кто-то — переоцененным артхаусом. В чем мы точно уверены, так это в том, что у студии Remedy получилась достойная и цельная видеоигра. Накопленный опыт от неудачных проектов пригодился для создания крепкого симбиоза геймплея с кинематографией.
Alan Wake 2 — важная веха в истории Remedy и квинтэссенция опыта и наработок, накопленных со времен релиза первой Max Payne. Несомненно, важный релиз этого года и достойный сиквел одной из самых недооцененных игр индустрии. Мы прошли сюжетную кампанию Alan Wake и опробовали как можно больше внутриигрового контента, чтобы рассказать, почему новая игра Remedy совсем не то, о чем говорят в рекламной кампании, но при этом все равно заслуживает пристального внимания.
Очень запутанная, но достаточно крепкая история
Действие Alan Wake 2 разворачивается через 13 лет после событий первой части. После победы над Темной сущностью и спасения жены писатель Алан Уэйк попал в плен Темной обители без возможности вернуться в реальный мир. Его жизнь превратилась в кошмар, а события одного дня повторяются по кругу. В определенный момент он встречает уборщика Ахти (персонаж игры Control), который дает ему особый жезл, способный хранить свет и распространять на определенные места. Благодаря этой вещице Алан может менять пространство в Темной обители, что, в свою очередь, поможет ему сбежать из кошмарного плена.
В местном баре можно встретить Ахти, который исполняет приятную песню на финском языке
Сюжет поделен на две контрастирующие реальности, которые тесно связаны между собой. Основная часть повествования происходит в современном Брайт-Фоллсе, который заметно похорошел с первой части. Игрок берет под свой контроль агента ФБР Сагу Андерсон, которая приехала, чтобы расследовать ритуальное убийство. Вместе с ней на дело прибыл напарник Алекс Кейси, который фактически является Максом Пейном из одноименной игры — у персонажа внешность Сэма Лейка (Sam Lake) и голос Джеймса Маккэффри (James McCaffrey). Права на оригинального героя закреплены за Rockstar, поэтому Remedy пришлось пойти на такую хитрость.
Фанаты игры Remedy будут в восторге от каноничного Макса Пейна
В ходе расследования парочка узнает, что в городе орудует загадочный культ, который каким-то образом связан с таинственным исчезновением писателя Алана Уэйка. С этого момента история начинает приобретать мистический характер. Жители Брайт-Фоллса ведут себя крайне странно и реагируют на Сагу так, словно знали ее всю жизнь. Вдобавок агенты ФБР находят загадочные страницы с рукописью, где описываются события из ближайшего будущего.
Жертвой ритуального убийства стал агент ФБР Роберт Найтингейл, который часто мелькал в первой части
После определенного события в морге (не будем спойлерить) в игровом мире начнут бродить последователи культа, которых нельзя убить огнестрельным оружием, пока свет фонарика не снимет с них теневой щит.
Лес получился очень красивым и атмосферным
Первые часы Alan Wake 2 самые притягательные и атмосферные, так как большинство сценарных приемов напрямую взяты из «Настоящего Детектива» (True Detective), «Твин Пикс» (Twin Peaks), «Фарго» (Fargo) и фильма «Семь» (Seven). Никакого экшена, только неторопливое расследование, поиск улик и общение с жителями странного городка. В это время история дает игроку более реалистичное объяснение происходящего, а уникальная геймплейная фича, связанная с детективной доской, позволяет самостоятельно выстроить логические цепочки. Нажав на определенную кнопку, Сага мгновенно переносится в собственное подсознание, где неспешно развешивает улики на «ветвящемся древе», опрашивает подозреваемых, изучает телевизионную рекламу и слушает радиопередачи.
Реклама в Alan Wake 2 заслуживает отдельной похвалы за оригинальность и своеобразный юмор
Чертоги сознания главной героини — важный геймплейный элемент, в котором ведется основное расследование, отмечаются побочные квесты, коллекционные предметы и найденные тайники. Игроку запрещено игнорировать доску с расследованиями и разбираться с поставленными задачами самостоятельно. Многие сюжетные триггеры отказываются срабатывать ровно до тех пор, пока игрок не соберет все улики, а Сага не сделает итогового вывода. Это приводит к довольно глупым ситуациям. Например, по сюжету мы узнали, где лежит определенный предмет. Добравшись до места, мы не смогли его найти и подумали, что это какой-то баг. Оказывается, сначала нужно было войти в «обитель разума», развесить собранные улики и затем услышать от Саги предположение, где точно искать необходимую для сюжета вещь. И вот только тогда она появилась на локации.
Детективная доска
В определенный момент Сага находит на берегу озера писателя Алана Уэйка, которому удалось сбежать из Темной обители. История перестает быть детективом в привычном понимании и превращается в мистический триллер. Алану, Саге и Кейси теперь необходимо остановить распространение тьмы и попутно решить вопрос с культистами.
Сложность в понимании происходящего начинает появляться с альтернативной реальностью, в которой Уэйк пытается покинуть Темную обитель. То есть в одной реальности он уже сбежал из кошмарного плена, а в другой только предпринимает попытки. Сперва может показаться, что это привычные для сериального формата флэшбеки, но когда обе линии начинают наслаиваться друг на друга, начинаешь мысленно перебирать десятки объяснений происходящему.
Переключение между персонажами осуществляется в Save Room, которую напрямую взяли из Resident Evil. Здесь также есть ящик, куда можно складировать лишние предметы
Игроку дается возможность переключаться между реальностями и проходить сюжетную кампанию в любом порядке. В одной линии Сага разыскивает членов культа и пытается предотвратить вторжение Скретча (злого двойника Алана), а в другой Алан ищет способ покинуть Темную обитель. Переключение между персонажами — не особо важный для сценария элемент, но крайне полезный для смены обстановки. Как только вам начнет надоедать блуждание по лесам Брайт-Фоллса, вы перемещаетесь в Темную обитель. При этом стоит опасаться, что из-за несвоевременной смены перспективы можно пропустить солидный кусок истории. В определенный момент игра заставит допройти все сюжетные отрезки, чтобы свести оба сценария в единое целое.
Геймдизайн двух вселенных выполнен по-разному, поэтому почаще переключайтесь между персонажами
Несмотря на то, что Брайт-Фоллс находится в штате Вашингтон, игровой мир под завязку заполнен скандинавской мифологией и фольклором, а также нордическими отсылками. И это не удивительно, Remedy — финская компания. На самом деле скандинавский нуар прекрасно подошел под антураж американского захолустья. Их симбиоз отлично работает на атмосферу, чем-то даже похожую на ту, что была в ранних играх серии Silent Hill. Также местами игра отчетливо напоминает сериал «Тьма» (Dark), а ещё киноленты датских режиссеров Николаса Виндинг Рефна (Nicolas Winding Refn) и Томаса Винтерберга (Thomas Vinterberg).
В игре очень приятное освещение
Приключение в Темной обители серьезно отличается от детективного расследования в Брайт-Фоллсе. Кошмар Алана происходит в мрачном осеннем Нью-Йорке. Темный и грязный город, заполненный снующими туда-сюда тенями, готовыми накинуться в любую минуту на главного героя и втоптать в грязь. Сюжетные локации представляют собой отреставрированные и облагороженные уровни Max Payne: дождливый ночной Нью-Йорк с красными неоновыми вывесками, расклеенными афишами и разбросанным мусором, жуткое заброшенное метро, старый кинотеатр с классическим пленочным проектором, где вам покажут полноценный артхаусный фильм с Сэмом Лейком в главной роли, отель из рассказа «1408» Стивена Кинга (Stephen King) и, конечно, огромная съемочная площадка, на которой пройдут лучшие моменты истории Alan Wake 2.
Remedy сняла настоящий артхаусный фильм, который можно полностью посмотреть на одной из локаций
У Алана есть свои «чертоги разума», где он подбирает различные сюжетные варианты для рукописи «Инициация». В ней персонаж Алекс Кейси проводит расследование в отношении «Культа Слова», возглавляемого неуловимым мистером Скретчем. Следуя по стопам своего героя, Алан воочию отсматривает сюжет книги и преобразовывает его. Чем больше логических изменений он сделает, тем больше информации получит о культе и Скретче, что в конечном итоге даст Уэйку шанс на спасение из повторяющегося кошмара.
«Чертоги разума» Алана Уэйка
Используя полученный от уборщика жезл света, Алан может поглощать световую энергию от одного источника и перенаправлять на другой, чтобы физически менять окружающий мир. Реальность Темной обители заполнена пространственными загадками, для решения которых игроку необходимо выстраивать определенные логические цепочки из использования жезла и подбора сюжетных вариантов для книжной рукописи. Это очень крутой повествовательный трюк, который дает возможность побыть в теле писателя и сценариста, формируя целостное повествование. Продвигаясь глубже в изучении Темной обители, логические задачи будут усложняться, побуждая игрока самостоятельно искать логическое решение и путь к выходу.
Каждая новая петля кошмара начинается с очередного ток-шоу
Вместо улик и доказательств из реальности Саги сам Алан должен искать элементы сценария своей рукописи, реализованные в виде плавающих шаров. С их помощью писатель будет получать дополнительные варианты в искажении реальности, которые в дальнейшем можно активировать на локации, преобразив ее до неузнаваемости. Например, в метро есть разрушенный поезд, который загораживает проход. Игрок должен применить полученные элементы сценария на этой сцене, чтобы не только разблокировать выход, но и открыть дополнительные подробности основной сюжетной линии.
Каждый найденный элемент сценария демонстрирует монолог в духе изречений Макса Пейна
Главная прелесть сценария Alan Wake 2 — переплетение событий с максимальным запутыванием игрока. Например, мы уже упомянули, что Алекс Кейси, которого играет Сэм Лейк, появляется в Темной обители, как выдуманный герой романов Алана Уэйка, а в реальности Саги — в виде агента ФБР. А как насчет того, что сам Сэм Лейк становится гостем вечернего ток-шоу и делится информацией о съемках фильма про Алекса Кейси по сценарию Алана Уэйка. А потом игроку накидывают десяток намеков на историю Макса Пейна, которого тоже сыграл Сэм Лейк. Запутаться, что происходит, а также кем на самом деле является Алекс Кейси, очень легко, благо все ответы можно получить ближе к концу игры. И поверьте, это лишь крохотный пример из всего того, что предстоит распутать по сюжету.
Вы играли в первую часть Alan Wake?
Да, мне очень понравилась