Первое упоминание о Киеве ученые нашли разбирая архивы Каирской Генизы. Речь идет о так называемом Киевском письме — охранной грамоте, выданной Яакову бен Ханукке иудейской общиной поселения с целью предъявления в других иудейских общинах. Этот исторический документ считается самым древним и подлинным свидетельством, исходящим с территории Киевской Руси и, предположительно, относящимся к Х веку. В работах арабских географов IX-X веков фигурирует перечень хазарских городов, куда входит Киев.
Археологи относят возникновение постоянного крупного поселения на месте современного Киева к началу VIII в, когда эти места были подвластны хазарам, а населяли их тюркские и иранские племена. Русы захватили хазарский Киев лишь в 910-х гг. Однако, по неподтверденному археологией мифу основание Киева приписывается легендарному князю полян Кию. В конце концов эта точка зрения была в СССР признана официальной, результатом чего стало пышное празднование в 1982 году 1500-летие Киева.
Интеренсо, что ряд советских ученых, например. М. Артамонов, отмечали, что имена мифических братьев не носят никаких признаков славянской принадлежности. Американские же ученые на основе анализа древнерусских источников и трудов ал-Масуди (арабского литератора, историка и географа X в.) пытались доказать, что Киев, как город и как клан Кия, связан с хазарами, а имя Кий вообще является хорезмийским, относящимся к восточноиранским языкам. Носитель этого имени мог быть, например, хазарским командиром или наемником. Как раз в это время по Днепру проходила хазарская граница, и Киев вполне мог был заложен как хазарское пограничное поселение, в котором располагался хорезмиский гарнизон. Однако, археологи до сих пор не нашли хазарский прото-Киев, как не нашли они и Еврейский конец Киева эпохи Древней Руси, которым мог существовать на его месте.
В пользу версии еврейско-хазарского основания Киева говорит и совпадение имени Хорев с наименованием библейской горы Синай в Синайской пустыне. Некоторые считают, что киевский топоним «Хоревица» появился в дохристианский период благодаря еврейско-хазарской общиной. Кроме того, византийские название Киева — Самбатас, также происходит от еврейско-хазарского корня. Считается, что оно восходит к названию реки Самбатион («Субботней»). Это легендраная река Талмуда на краю земли, на берегу которой живет праведная еврейская община. чтящая субботу.
Так или иначе, до Х века укрепленного поселения на месте современного Киева не существовало, город был создан в течение Х-XI веков уже после захвата поселения русами, пришедшими из Новгорода с севера.