Астрономы заметили признаки расширенного диска пыли и газа, вращающегося на орбите вокруг далекой звезды и в этом нет ничего необычного. Это нормальный этап развития звезды и ее планетной системы. Что делает эту находку уникальной, так это то, что диск впервые обнаружили вокруг звезды в совершенно другой галактике, за пределами нашей.
Диск был найден в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике, находящейся примерно в 179 000 световых годах от Млечного Пути. И хотя предположение, что процессы звездообразования универсальны может показаться здравым, раньше не удавалось наблюдать протопланетные диски за пределами нашей родной галактики.
«Когда я впервые увидела доказательства вращающейся структуры в данных ALMA, я не могла поверить, что мы обнаружили первый внегалактический аккреционный диск. Это был особенный момент», — говорит астроном Анна МакЛеод из Даремского университета. «Мы знаем, что диски жизненно важны для формирования звезд и планет в нашей галактике, и здесь мы впервые видим прямое доказательство этого в другой галактике».
Звезды рождаются из плотных сгустков в облаках молекулярного газа и пыли, которые находятся в межзвездном пространстве. Когда сгусток становится достаточно плотным, он разрушается под действием силы тяжести; вращаясь, он начинает притягивать больше материала из облака вокруг себя. Однако этот материал не просто так падает на протозвезду; он образует диск вокруг экватора звезды и падает на него контролируемым и устойчивым потоком.
Как только звезда завершает формирование, остатки диска остаются, слипаясь вместе, образуя все остальные элементы планетарной системы: планеты, астероиды и метеоры, кометы, пыль. Вот почему планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца в одной плоскости.
Комплекс радиотелескопов, расположенный в чилийской пустыне Атакама (ALMA), сделал снимки довольно многих подобных дисков по всему Млечному Пути, находящихся на разных стадиях развития; у некоторых есть явные промежутки, которые, как полагают, заполняются планетами, слипающимися во время движения по орбите.
Но чем дальше что-то находится, тем труднее его увидеть, даже с помощью очень мощного телескопа.
Ученые приступили к своей кампании по поиску внегалактического звездного диска, когда данные, полученные с помощью прибора Multi Unit Spectroscope Explorer ( MUSE ) на Очень Большом Телескопе (VLT), выявили признаки джета в системе под названием HH 1177.
Это тоже признаки звездообразования: часть материала, кружащегося вокруг формирующейся звезды, уносится вдоль силовых линий ее магнитного поля к полюсам, где материал выбрасывается в космос в виде мощной струи.
Исследователи хотели посмотреть, смогут ли они обнаружить диск в пыльном центре звездообразования, поэтому они использовали ALMA для поиска признаков вращения. Это можно увидеть по тому, как длины волн света укорачиваются, когда источник приближается к нам, и удлиняются, когда он отдаляется.
Интересно, что данные ALMA показали явные признаки этого вращения. Звезда, как показал анализ, очень молодая и массивная, все еще питающаяся за счет диска вокруг нее. Это вполне нормально. Но между ним и протозвездными дисками, обнаруженными в Млечном Пути, была разница: диск HH 1177 можно увидеть в оптических длинах волн.
По словам исследователей, это связано с межзвездной средой в Большом Магеллановом Облаке. Там гораздо меньше пыли; поэтому звезда HH 1177 не так окутана завесой материала, как обычно молодые массивные звезды Млечного Пути.
Это делает открытие важным для изучения не только того, как звезды формируются в различных средах, но и ограничений, которые эти среды могут налагать на звездообразование в целом.
«Мы живем в эпоху быстрого технологического прогресса, когда дело касается астрономических объектов», — говорят ученые. «Возможность изучать, как формируются звезды на таких невероятных расстояниях и в другой галактике, очень интересна».
Исследование было опубликовано в журнале Nature.