Среди создателей плагинов по защите пользовательских данных, а такое сообщество и вправду существует), обновления Google в конце 2023 года уже назвали репрессиями в цифровом мире.
В начале октября в Амстердаме прошла конференция Ad-Filtering Dev Summit, посвященная инструментам блокировки рекламы, защите конфиденциальности и безопасности данных. Руководители продуктов Google выступали с докладами и поддержкой сообщества, рассказывали об изменениях в работе своих систем, и заверили, что обновление безопасности браузера Chrome не помешает дальнейшей блокировке рекламы. Компания даже выступила со-спонсором конференции.
Google «очень гордился тем, что принял участие в конференции по блокировке рекламы», — говорит Кшиштоф Модрас, директор по продуктам блокировки рекламы и обеспечения конфиденциальности Ghostery. «А на следующий день началась война с блокировщиками рекламы».
Когда ведущие создатели блокировщиков рекламы вернулись домой, Google Youtube неожиданно развернул масштабы своего майского теста, в котором перед запуском Youtube видео появляется всплывающее диалоговое окно с требованием отключить блокировщик рекламы иначе просмотр видео будет недоступен. Это спровоцировало высокий поток жалоб на сервисы блокировки рекламы, а как результат массовое удаление и одновременно с ним, массовый наплыв установок различных плагинов по блокировке.
По словам Кшиштофа Модраса, на протяжении октября в Ghostery ежедневное количество удалений и установок превысило типичное поведение в 3-5 раз. Более 90% пользователей, заполнивших опрос о причине удаления блокировщика рекламы, указали на сбой плагина на YouTube. И это не единственный блокировщик, который заметил резкую активность среди аудитории.
Пользователи настолько зациклились в поиске работоспособного блокировщика, что многие даже попробовали установить браузер Microsoft Edge, чья доля рынка бледнеет по сравнению с долей Chrome. Количество установок плагина Ghostery на Edge в прошлом месяце выросло на 30 процентов по сравнению с сентябрем.
Наблюдения Ghostery показывают, что в прошлом месяце было удалено рекордное количество блокировщиков рекламы, а также рекордное количество установок новых блокировщиков рекламы, поскольку люди искали альтернативы, которые не вызывали бы появление ужасного всплывающего окна на YouTube.
AdGuard, в котором около 75 млн пользователей, включая 4,5 млн с платной подпиской, обычно происходит около 6000 удалений в день (только расширения для Chrome). С 9 октября и до конца месяца их число превысило 11 000 в день, а 18 октября выросло примерно до 52 000, говорит технический директор Андрей Мешков. Жалобы пользователей начали поступать в кипрскую компанию со штатом в 120 человек, примерно 4 раза в час, и по крайней мере половина из них касалась YouTube. Но, как и в случае с Ghostery, количество установок также выросло, поскольку другие искали помощи, достигнув около 60 000 установок Chrome 18 и 27 октября.
AdLock в октябре зафиксировал примерно на 30 процентов больше ежедневных установок и удалений, чем в предыдущие месяцы.
По словам разработчиков продуктов по блокировке рекламы, тест YouTube затронул пользователей, заходящих на сайт через Chrome на ноутбуках и настольных компьютерах. Это не касается людей, кто использует приложения YouTube, мобильную версию сайта YouTube или просматривают видео YouTube на сторонних сайтах.
Предупреждения, срабатывают, когда YouTube обнаруживает определенные правила фильтрации с открытым исходным кодом, которые многие блокировщики рекламы используют для идентификации рекламы.
Перемирие в ближайшем будущем кажется маловероятным, хотя блокировщики рекламы, издатели и рекламодатели пытались найти золотую середину в отношении видов рекламы, которую стоит пропустить. Ситуация хаотичная, и напоминает попытку хвоста вилять собакой. Кто должен идти на уступки и кому? Гугл не может пойти на беcконтрольную блокировку рекламы, потому что потеряет доходы, как и множество рекламодателей, кто пользуется технологиями и аналитикой своего трафика. Пользователи вынуждены смотреть затянутые ролики и пролистывать тонну баннеров, чтобы добраться до полезного содержания, раздражаются и выбирают способы для блокировки навязчивой рекламы. Это провоцирует Гугл создавать все более раздражающие рекламные блоки с каждым обновлением, чтобы достать своего пользователя, который спрятался за блокировщиком.
Каждый раз, когда это происходит, индустрия блокировщиков рекламы адаптируется, вынуждая компании, подобные Google, тратить больше и больше ресурсов. Разработчики говорят, что Facebook, похоже, сдался после нападения в 2016 году, потому что борьба с блокировщиками отняла слишком много внутренних ресурсов.