История CS: как мод для Half-Life стал главной киберспортивной дисциплиной. И первые впечатления от беты Counter-Strike 2
В наше время сложно найти человека, который бы не слышал о Counter-Strike. Культурный феномен, который выбрался за рамки обычного мультиплеерного шутера и стал настоящей вехой в игровой индустрии. За годы существования CS стала не только плацдармом для реализации в киберспорте, но и способом заработка как денег, так и репутации среди зрителей стриминговых платформ.
Этим летом состоится крупный релиз Counter-Strike 2, а прямо сейчас проходит закрытое бета-тестирование. В честь такого громкого события мы хотим рассказать историю создания и развития важной киберспортивной дисциплины от Valve. А также поделиться своим мнением касательно второй части и ее изменений в сравнении с предыдущей Global Offensive.
Как появилась Counter-Strike 1.6
За окном 1996 год. Время, когда игровая индустрия активно развивалась, формировались привычные нам игровые жанры. Вьетнамский беженец Мин Ли (Minh Le) во время обучения в Канадском университете впервые познакомился с первой Quake и ее инструментарием для разработки модификаций (SDK). Информации по движку и его моддингу в те годы было очень мало, молодому программисту пришлось целый год разбираться в тонкостях игростроения. Выпустив свой первый мод, Navy Seals, Ли понял, что хочет заниматься разработкой игровых проектов, но как хобби, а не как постоянной работой.
Мин Ли — «отец» Counter-Strike
Следующим проектом Мина Ли стала Counter-Strike. Он учился на последнем семестре, свободного времени было предостаточно, чтобы посвящать его игрострою. Изначально мод разрабатывался на движке Quake 2, но спустя какое-то время Ли понял, что ресурсов и возможностей для реализации всех задумок на SDK от id Software ему недостаточно. В это время вышли технологичные шутеры Unreal и Half-Life. Движок первой игры Valve был основан на ядре Quake, поэтому Ли решил делать свою игру именно на нем. Вот только SDK к Half-Life не вышел вместе с игрой, из-за чего Мину пришлось отложить кодинг и сосредоточиться на моделировании персонажей.
Первые модели персонажей CS 1.6, сделанные Мином Ли
Мин Ли потратил на создание большинства моделей более семи месяцев. К этому времени стал доступен инструментарий для разработки движка GoldSrc от Half -Life. Программисту потребовался всего один месяц, чтобы написать весь игровой код Counter-Strike. В это время к разработке модификации подключился друг Мина — Джесс Клифф (Jess Cliffe). Он помог создать небольшой веб-сайт, через который планировалось распространять проект. Также Клифф сделал несколько первых карт и помогал с тестированием игровых механик. В июне 1999 года парни выложили Beta One Counter-Strike, и за две недели с модификацией ознакомилось более 10 000 человек. Клифф собрал на форуме бывших мапперов (дизайнеры уровней мультиплеерных карт) Quake, предложив создать крутые карты под его личным присмотром. За кратчайшие сроки CS обросла контентом и к пятой бете стала нереально популярной. Ребята начали зарабатывать первые деньги на рекламе на своем сайте. Шутка ли, в то время сайт производил больше интернет-трафика, чем всё население Италии.
Карта Italy Глена Купера (Glen Cooper) в Counter-Strike 1.6
Я помню, когда была выпущена шестая бета-версия, один подросток из Флориды разместил её дистрибутив на своей домашней страничке. Её скачивало такое количество людей, что сервера хостинга просто не могли справиться с наплывом и отрубались на день или два. Владельцы серверов теряли тысячи долларов на каждом отключении. В конце концов, парня арестовали, ему пришлось провести какое-то время в детской комнате полиции. Он всего лишь хотел дать возможность скачать CS своим друзьям, которые жили неподалеку. Я не уверен, что он знал, какое количество людей захочет скачать модификацию и к каким последствиям это может привести. Я не хочу представлять себе ночь испуганного подростка в камере, но закидывание кого-то в тюрьму только за то, что он разместил наш дистрибутив для скачки, стало для меня явным признаком чрезмерной популярности Counter-Strike
— цитата Джесса Клиффа из книги Half-Life 2: Raising the Bar.
Заприметив успех Counter-Strike, Valve связалась с Мином и Клиффом, предложив купить авторские права на проект и нанять модеров для дальнейшего развития. Парни согласились, и уже в сентябре 2000 года CS официально вышла в виде отдельной игры. С большой командой Counter-Strike очень быстро развивалась, и уже на релизе версии 1.1 в 2001 году игра имела все знакомые сегодня атрибуты, включая карту Dust II. Примерно в то же время Мин и Джесс отдали на дальнейшую полировку свой проект другим разработчикам из Valve, а сами приступили к созданию ремейка на новом движке Source.
Dust II — самая знаменитая карта CS
Последнее крупное обновление 1.6 для Counter-Strike состоялось в 2003 году. Из-за этого многие игроки для более точного указания на первую часть используют аббревиатуру CS 1.6.
Как вы познакомились с Counter-Strike 1.6?
Качал ранние беты в 1999