25 июня 1950 года в предрассветные часы, когда все ещё глубоко спят, с территории Северной Кореи ударили залпы сотен дальнобойных гаубиц. Под залпы которых через границу на всем её протяжении, по каждой из существующих хоть каких-то дорог, рванули колонны танков Т-34, колонны грузовиков и пешие порядки солдат. Всего в количестве 170 тысяч человек.
В небе в это время в режиме карусели постоянно находились десятки бомбардировщиков под прикрытием истребителей, осуществляя подавление опорных узлов южнокорейской армии и прикрытие массированного наступления северокорейской армии через линию разграничения.
При этом правительство Северной Кореи, делая утреннее объявление по радио для граждан страны о происходящих событиях, заявило, что войска Южной Кореи вероломно вторглись на территорию Севера, и армия отражает это нападение.
Армия Южной Кореи была совершенно не готова к вторжению (странно, она же сама напала) и в первые дни продвижение северокорейских войск было очень стремительным и успешным. Всего через три дня захватили столицу Сеул, полностью разрушен аэропорт Сеула, что не давало возможности быстро перебросить по воздуху подкрепление поддерживающим южан американским войскам, танковые колонны довольно глубоко вклинились вглубь страны.
И затем затормозили, т.к. тыл уже не успевал обеспечивать передовые части.
При этом правительство Южной Кореи не капитулировало и успело эвакуироваться из столицы.
Также северяне рассчитывали на благожелательную реакцию простых жителей, которые будут радоваться освобождению их от американцев со стороны «таких же, как они сами» и их восстания на еще занятых войсками американцев и южан территорий. Но этого не произошло, цветами войска КНДР никто не встречал и восставать крестьяне с рабочими юга не спешили.
Молниеносной победы, на которую был расчёт, не случилось.
Правда, два месяца спустя войска Северной Кореи заняли почти 90% территории Южной Кореи и, казалось, дело сделано.
Но за эти два месяца американцы, которые поддерживали Южную Корею, собрали коалицию из 20 стран под эгидой ООН, перебросили войска и вооружение в регион и затем провели масштабное контрнаступление. Сначала высадили десант в районе нынешнего сеульского аэропорта Инчхон, а затем несколькими мощными рывками, фактически, отсекли от снабжения все северокорейские войска, которые пытались додавить последний очаг сопротивления на самом юге.
Часть северокорейских войск в результате попала в плен, часть сумела пробиться из окружения. Воодушевленные успехом южнокорейские части вместе с войсками коалиции даже вторглись ненадолго в Северную Корею, но тут на помощь тем пришли китайские войска, отбросив южан обратно.
В результате линия фронта на два долгих года стабилизировалась примерно по бывшей линии разграничения двух корей и началась война на истощение с переменными успехами то одной стороны, то другой. Но так и не привела, в конечно итоге, к явной победе или поражению какой-либо из сторон.
В 1953 году было заключено соглашение о перемирии, которое, по сути, действует и по нынешний день (мирный договор так и не был подписан).
И еще из интересных параллелей.
Несмотря на то, что все мы называем те события войной, в США так не говорят. Там события именовались и именуются «полицейской операцией».
Военное положение в США так и не объявили, хотя ряд политиков в стране призывали к этому, чтобы страна могла перевести экономику на военные рельсы.
В Южной Корее ту войну также не называют войной, даже гражданской. Они ее называют «инцидент 25 июня», «смута 6-2-5».
А вот в КНДР войну называют как раз войной — «освободительной отечественной войной».