Вообще по пьесе «Иван Васильевич», написанной в 1935 году (Михаил Булгаков работал над сюжетом больше трех лет), в 1936 году ставили спектакль в Театре Сатиры. Но вскоре, в связи с опалой питателя, после генеральной репетиции, состоявшейся в присутствии партийных руководителей СССР, постановка была закрыта, а пьеса — запрещена.
Пьеса получила вторую жизнь при публикации в 1965 году в книге «Драмы и комедии». Первые постановки были осуществлены в Омском театре драмы (1967), Театре киноактёра (1967), Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна (1968), где она не сходила со сцены много лет (роль вора Милославского играл Михаил Глузский).
Творческую "линейку", казалось бы, закрыла кинокомедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".
Но, оказывается, в Польше на телевидении в 1995 году выходил фильм-спектакль "Ach, co za wynalazek" ("Ах, что за изобретение"). Ставил его Януш Заорский. Польский фильм получился ближе к первоисточнику: действие в нём происходит в 30-е годы в СССР.
На экране сталкиваются две эпохи – времена НЭПа и русского Средневековья.
Сюжет описывается вот так:
Из громкоговорителя льются задорные массовые песни Дунаевского, гениальный советский учёный Тимофеев работает над эпохальным изобретением в забавной лаборатории, стилизованной под 1930-е годы. Полностью поглощенный опытом проникновения в прошлое, он не обращает внимания на признание жены в том, что она ему изменила и просто уезжает с его возлюбленным — директором по Кавказу.
Он даже дает ей деньги на билет, что вскоре поставит его в затруднительное положение, поскольку он не сможет платить за квартиру. Администратор Иван Васильевич Бунша грозится вызвать милицию. Учёный товарищ демонстрирует действие чудесного устройства, и к ним присоединяется вор Петр Милославский, который как раз «заботился» о соседней квартире. Причины выхода из строя устройства что пространство и время бесконтрольно взаимопроникают друг в друга.
Администратор Бунш и жулик Милославский переносятся на царский двор в XVI веке, и в московской коммуналке по адресу Банный переулок, 10 внезапно появляется Иван Грозный.
Герои, перенесенные в прошлое или будущее, обладают не только соответствующими своей эпохе костюмами, но и манерой речи, складом ума, взглядом на действительность. Поскольку ключ к машине времени утерян, эта метаморфоза займет немного больше времени и будет иметь веселые практические и исторические последствия.
Фотография нашлась всего-лишь одна:
Царицу Марфу Васильевну сыграла Анна Сэнюк.
Она же сыграла и жену Бунши Ульяну Андреевну. У поляков почему-то получилось, что и супруги персонажей — друг на друга очень похожи.
Остальные актёры:
Шурик — Казимеж Качор
Зина — Йоанна Щепковска
Милославский — Павел Вавжецкий
К сожалению, ни видео, ни фото в сети не нашлось.
Кстати, и в наши дни пьесу ставят во многих российских театрах. Правда, ни одна из постановок далеко не дотягивает до гайдаевской нетленки.