Как химик Менделеев продвигал воздухоплавание

0 2

В бурный период интереса к воздухоплаванию ученые Франции, Англии, Германии и других стран, работающие в области физики и химии, проводят многочисленные исследования с различными газами. Кто-то из них должен был предложить полет на шаре, заполненном газом, который должен быть легче воздуха.

Часть 1-Очень краткая история воздухоплавания. От античности до средних веков

Часть 2 —История воздухоплавания или как человек впервые оторвался от Земли

Таким человеком был Жак Алекса́ндр Сеза́р Шарль — французский изобретатель и учёный, он изготовил шар из прорезиненной ткани, который наполнил водородом и этим значительно продвинул вперёд дело воздухоплавания.

Как химик Менделеев продвигал воздухоплавание

Жак Александр Сезар Шарль

Он предлагал использовать любой газ, который легче воздуха. Жак Шарль открыл названный его именем физический закон — при постоянном объёме, давление идеального газа прямо пропорционально его абсолютной температуре или Р Т= const.

После изобретения Жак Шарля шары, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом — шарльеров. Первый шарльер поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20 верстах от Парижа.

Все эти опыты были произведены с шарами, не имевшими пассажиров. Полет с пассажирами состоялся 21 ноября 1783 года из Тюильрийского парка. В гондоле находились Жак Шарль и Энэ Робер. Этьенн Могольфье по их просьбе перерезал веревку, и шар начал подниматься. Через 45 минут, пролетев 36 км на высоте 600 метров, шар опустился у деревни Нельи. Вскоре к месту посадки прискакал герцог Шартинский, совместно с которым был составлен протокол полёта на шаре, заполненном водородом, позднее получившим название аэростат.

С тех пор устанавливались разного рода рекорды полётов на аэростатах. Французские воздухоплаватели Кроче-Спинелли, Сивеля и Тесанье на аэростате «Зенит» («Le Zenith») 15 апреля 1875 г. совершили полет, в ходе которого была достигнута высота 8600 м. Этот полёт закончился трагически: на высоте около 8000 м пилоты потеряли сознание (хотя в баллонах был запасён кислород), а когда шар спустился, в живых остался только Тиссандье, а Сивель и Кроче-Спинелли погибли. Эта трагедия была освещена в прессе того времени и указала на сложность и необходимость тщательной подготовки таких полетов.

Во многих государствах Европы, Северной и Южной Америки проводились воздушные полеты на аэростатах. Не являлась исключением и Россия. В работе М. Ф. Богомолова [3] представлены более девятисот документальных фактов о воздухоплавании в России, начиная с 1695 до 1907 г.

Значительную роль в развитии воздухоплавания в России сыграл Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907), известный нам как создатель периодической таблицы элементов и автор процентного содержания «горячительного» напитка — водки. В 1856 году Менделеев защитил диссертацию, за которую он получил звание профессора химии. В ней великий ученый исследовал различные физические свойства газов. Работа сыграла важную роль в развитии воздухоплавания.

Как химик Менделеев продвигал воздухоплавание

Дмитрий Иванович Менделеев в рабочем кабинете

Первый полёт на аэростате Менделеев совершил 21 ноября 1783 года в Париже. После этого полета он возвращается к мысли использования аэростатов в метеорологии. Он писал: «необходимо изучать условия верхних слоев атмосферы, где надобно искать зародыш всех погодных изменений, в атмосфере совершающихся».

Впечатлённый трагедией, произошедшей с аэростатом «Зенит», Менделеев, выступая 7(19) октября 1875 года на заседании Русского физического общества при Санкт-Петербургском университете с сообщением «О температуре верхних слоев атмосферы», предложил использовать для исследования верхних слоев атмосферы, наряду с автоматическими беспилотными аэростатами, также и пилотируемые воздушные шары с герметически закрытой гондолой.

7 августа 1887 года проходило полное солнечное затмение. Менделеев предложил провести наблюдение этого уникального астрономического явления с аэростата со своим личным участием. Раннее утро г. Клин – сто километров от Москвы (рис. 8). Поручик Кованько, который должен был управлять аэростатом, доложил, что полет невозможен, так как утренний дождь намочил оболочку аэростата, и тот не может поднять в воздух двух человек. Меж тем до солнечного затмения оставались считанные минуты.

Зрители видели, что Менделеев что-то сказал поручику, и тот вылез из корзины. После этого аэростат отвязали, и он начал подниматься. Менделеев выкинул из корзины табурет, на котором предполагалось сидеть, и начал руками выбрасывать отсыревший балласт из песка. Вскоре воздушный шар, достигнув 600 м, скрылся из виду в низкой облачности.

В дневнике Менделеева первая запись была сделана в 6 ч 55 мин, через 20 минут после взлёта. Учёный отметил температуру 1,2 градуса по Цельсию и показатель давления, а также записал: «Пахнет газом, облако скрыло солнце. Уже пролетел три версты. Подожду самоопускания».

Аэростат так и не смог подняться на ту высоту, которую требовали условия эксперимента (предполагался максимальный «потолок» полёта – 3350 м): солнце частично заслоняли облака. Впрочем, Менделееву всё-таки удалось провести некоторые наблюдения за солнечной короной.

Как химик Менделеев продвигал воздухоплавание

Аэростат «Русский», с которого Д. И. Менделеев наблюдал солнечное затмение

Когда настало время снижаться, выяснилось, что клапан, отвечающий за снижение аэростата, не срабатывал вследствие того, что веревка, присоединенная к нему, запуталась в обвязке оболочки. Менделеев устранил неисправность. Для этого он был вынужден выбраться из корзины — гондолы, подняться по обвязке шара к месту расположения клапана. Высота полета при этом превышала 600 м.

Примерно в 9 часов вечера шар пошёл вниз. Менделееву было пятьдесят три года. За время полёта шар покрыл расстояние около 100 километров и приземлился в районе деревни Спас-Угол между Калязином и Переяславлем-Залесским. Сев на поезд в г. Клин, Менделеев добрался до Москвы, где его встретили журналисты. За этот полёт учёному была вручена медаль Академии метеорологии.

К окончанию XIX столетия человек освоил свободные полеты на аппарате легче воздуха — аэростате, и созрела необходимость управляемого полета._

Продолжение следует.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy