Недавно писала о том, что по статистике россиянам стали гораздо чаще отказывать по заявкам на кредиты. Одна девушка в комментариях написала, что ей звонили из Сбербанка и предлагали кредит на 3 млн руб. (комментарий почему-то удален уже, остался мой ответ, но поверьте на слово). Так получается, что все же банки активно зовут клиентов и все хорошо? Давайте разберемся.
Почему банки зовут за кредитом, а сами нередко отказывают?
Банки действительно часто используют имеющуюся базу клиентов для "продающих" звонков и смсок. Продают, собственно, свой главный продукт — деньги. То есть призывают взять кредит, а банк тут зарабатывает на процентах.
Но призыв взять кредит вовсе не означает его одобрение. Еще один вариант: кредит одобрят, но сумму дадут меньше обещанной. А также может быть ставка выше.
Механизм такой: банк привлекает внимание к продукту, собирает заявки. А потом уже среди подавших заявки выбирает, кому выдать кредиты. Кому-то одобряют, а кто-то получает отказ. То есть по сути им нужно много клиентов, среди них потом выбирают "качественных" заемщиков. Тех, кто, по оценке банка, будет вовремя платить.
Можно привести несколько аналогий из нефинансового мира. На сайтах типа Avito и Юлы можно за деньги выделить объявление, чтобы оно отличалось от остальных. Продавец может продавать один товар, но хочет, чтобы его пост увидели много людей, тогда вероятность продать повыситься. И продать можно быстрее.
На сайтах по поиску работы тоже можно выделять вакансии за деньги. Нужен, скорее всего, лишь один человек. Но, если много людей откликнутся и пришлют свое резюме, работодателю будет из кого выбрать.
В случае с банками все происходит так же. Только выбирает не конкретный сотрудник банка — оценивает заемщика и выдает решение автоматизированная система.
Так что нет ничего удивительного в том, что банки стали меньше выдавать кредиты и больше отказывать, но при этом активно призывают людей воспользоваться предложением. Поток заявок нужен, чтобы потом из него выбирать подходящие.