Советский Союз перестал существовать 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет принял декларацию о прекращении существования СССР.
И в этот же день со стапелей Саратовского авиазавода сошел последний пассажирский самолёт, ЯК-42Д с бортовым номером СССР-42406. Госприёмку он проходил до 28 декабря, поэтому в некоторых справочниках дата его производства указана не 26.12.1991, а 28.12.1991.
И дальнейшая судьба последнего советского пассажирского авиалайнера оказалась не самой банальной по сравнению с 58-ю остальными выпущенными в том же году машинами.
Изначально самолёт был передан в 236-й летный отряд Волгоградского Авиапредприятия при Северо-Кавказском УГА.
Но стремительное ухудшение экономической ситуации в молодой России привело практически к полному развалу гражданской авиации и банкротству сотен региональных авиапредприятий. В итоге в 93-м году совсем свеженький ЯК-42Д сменил регистрационный номер на уже российский RA-42406 и был отдан в лизинг в Македонскую авиакомпанию, где он отлетал до 1996 года.
Вернувшись в Россию, наш герой практически не летал до 2000 года, находясь на консервации.
В начале 2000-х RA-42406 был выведен с хранения, получил имя «Екатерина Великая» и был перекрашен в цвета футбольного клуба «Ротор» (Волгоград).
Так самолет стал бортом футбольного клуба, на котором команда летала на матчи Чемпионата России, тренировочные сборы и т.д.
Но особых звезд клуб в те годы не хватал, а в 2004-м и вовсе вылетел из Премьер-Лиги. Разумеется, ни о каком клубном самолете в таких условиях речь уже идти не могло, так что наш герой снова отправился «на хранение», на этот раз до 2008 года.
Спустя 4 года самолет был перекрашен в обычную ливрею Авиалиний Кубани, в которой он летал на региональных маршрутах до 2012 года.
Затем снова несколько лет консервации, после чего машина ушла в лизинг эвенкийской КрасАвиа.
В таком, белом облачении ЯК-42Д летал вплоть до августа 2020 года!
Свой последний рейс самолет выполнил из Уфы 24.08.2020, после чего вновь отправился на консервацию, где пребывает и по нынешнее время.
Всего в эксплуатации RA-42406 находился 28 лет и 6 месяцев, имея налет около 30 тысяч часов и более 10 тыс. циклов взлёт/посадка. При этом ресурс ни по возрасту, ни по налету, ни по циклам ещё не выработан. Так что вполне возможно, что последний советский пассажирский самолет можно будет ещё увидеть в российском небе…