Человека всегда манило небо, в многочисленных литературных источниках отражено стремление человека летать как птицы. Наблюдая, как свободно парят в нем орлы, как стрелами проносятся стрижи и ласточки, человек сам мечтал научиться летать. Из отдаленной древности дошли до нас предания, легенды и реальности.
Легенды древней Греции повествуют о том, что «Дедал, потомок царя Эрехфея, жил в Афинах, был он великим зодчим, художником и скульптором древней Эллады. Он построил много прекрасных зданий и храмов, создал немало чудесных статуй, которые отличались таким большим мастерством, что о них говорили, будто они движутся и видят. Много изобрел Дедал орудий, полезных для людей».
Следует отметить, что жизнь у древних греков была не сахар. Однажды, в силу не лучших обстоятельств Дедал в месте со своим юным сыном Икаром покинул родной город Афины — бежал на остров Крит, к властолюбивому царю Миносу, который радостно принял искусного мастера.
«Минос поручил ему построить для страшного быка Минотавра огромное здание с множеством извилистых, запутанных ходов. А был Минотавр полубог-получеловек, туловище было у него быка. И вот построил изобретательный Дедал для чудовища огромный лабиринт, состоявший из множества длинных подземных коридоров, откуда, не знающему их невозможно было выбраться на свет божий. Сюда царь Минос и поселил своего Минотавра».
Дедал вскоре понял, что царь смотрит на него, как на своего пленника, что за ним следят и ему захотелось покинуть Крит — вернуться на родину.
«Долго раздумывал Дедал и, внимательно наблюдая за полетом птиц, он начал искусно прилаживать птичьи перья одно к одному, начиная от самого небольшого до самого длинного, и связывал их посредине льняными нитками, а внизу скреплял их воском. Так он сделал их похожими на настоящие большие крылья, затем он придал им небольшой изгиб, какой бывает при размахе у птиц.
Юный сын Дедала Икар внимательно следил за работой отца и стал ему помогать. Когда крылья были готовы, Дедал надел их на себя, взмахнул ими, как птица, и поднялся в воздух. Стал Икар просить отца сделать и ему такие же крылья и взять вместе с собой в полет. Сделал Дедал крылья Икару (рис. 1) и перед отлетом стал его наставлять: Сын мой, держись, летя, середины. Если ты опустишься слишком низко, волны морские могут намочить тебе крылья и утонешь ты в море, а если поднимешься высоко, жаркое солнце может их опалить и растает воск, скрепляющий крылья. Держи путь свой между морем и солнцем, лети вслед за мной.
Стал Икар лететь смелей и, забыв про совет отца, поднялся высоко к небу, чтоб освежить свою грудь в холодном эфире. Но горячее солнце растопило воск, скреплявший перья на крыльях, они распались и повисли на плечах у Икара. Напрасно несчастный юноша протягивал руки к отцу, воздух уже его не держал, и вот Икар стремительно падает в море. В испуге он только успел крикнуть имя отца и утонул в бушующих волнах» — такова легенда
История средневековья отмечает многочисленные попытки монахов совершить полет с колоколен монастырей, вооружившись простейшими приспособлениями, заменяющими крылья. Так, Оливер из селения Малобери (Франция) в 1020 году совершил прыжок с колокольни монастыря. Его полет был непродолжительным и завершился переломом ног. Последователей у монаха Оливера в разных странах было множество.
Первым, кто представил научный подход к возможности полета человека, следует считать Леонардо да Винчи (1452- 1519). Леонардо да Винчи был уверен, что — «человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может летать». Убежденный в своей правоте, он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека и позволяющий ему парить в воздухе как птица.
Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи — это проект орнитоптера (1485-1487), где человек должен находиться в лежачем положении. Для взмахов крыльями нужно было использовать и силу рук, и силу ног «пилота».
Чтобы сконструировать крылья орнитоптера, Леонардо изучал анатомию птичьего крыла, учитывая функции и распределение его перьев. Наблюдая за полетом птицы, ученый заметил, что она по-разному машет крыльями, когда зависает в воздухе, летит вперед или приземляется. Его интересовали также перепончатые крылья летучих мышей. На основе этих наблюдений Леонардо сконструировал огромные крылья, предназначенные не только для поднятия человека в воздух, но и удержания его в полете.
Он датируется примерно 1487 г. Судя по всему, человек должен был сидеть или стоять в «лодке», двигая соединенные с крыльями рычаги. Еще один рычаг предназначался для поворотов горизонтального руля, напоминающего по форме хвост птицы [2].
Было бы несправедливо, если бы мы не привели пример известной попытки полета человека с машущими крыльями, совершенной в России.
В своих записках Желябужский — историк того времени, о попытке воздушного летания пишет в апреле 1695 г.: «того ж месяца апреля в 30 день закричал мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведен в Стрелецкой приказ, и распрашиван, а в роспросе сказал, что он сделав крыле, станет летать, как жеравль.
И по указу великих государей сделал себе крыле слюдвеные, а стали те крыле в восмнатцать рублев из государевой казны. И боярин князь Иван Борисович Троекуров с товарищи, и с оными протчими, вышед стал смотреть; и тот мужик те крыле устроя, по своей обыкновенности перекрестился, и стал мехи надымать, и хотел лететь, да не поднялся, и сказал, что он те крыле сделал чежелы. И боярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему зделать другие крыле. И он зделал другие крыле — иршеные; и на тех — не полетел, а другие крыле стали в пять рублев, за то ему учинено наказанье: бит батоги снем рубашку, и те деньги велено доправить на нем и продать животы ево и статки» [3].
Обращаем внимание на слог письменного изложения события в семнадцатом веке. Последователи Леонардо да Винчи до наших дней продолжают попытки создания механизма машущего крыла, обеспечивающего полет человека.