С третьей попытки досмотрел фильм «Первый Оскар». Он рассказывает о процессе съемки документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» и о том, как он получил премию «Оскар» в 1943 году.
Фильм внутри разделен на три параллельные истории.
Первая — собственно про съемку документального фильма. Студенты-киношники рвутся на фронт, чтобы привезти с передовой ценные кадры. Главные герои русский парень Иван Майский и еврейский юноша Лев Альперин. У них очень разные подходы к тому, что нужно снимать, а что нет. Сначала Иван забарывает Льва, но в итоге Лев творчески разрывает пасть Ивану.
Вторая — про ввод «документальной» номинации на «Оскаре». Раньше там были только художественные фильмы, но советская документалка так проняла американцев, что решили добавить номинацию. Справедливости ради, в Штатах смотрели немного другую версию — перемонтированную, подрезанную и заново озвученную. Но смысл, конечно, остался прежним.
Третья линия — про любовный треугольник Ивана, Льва и девушки Юны. Та вроде как любит Ивана, а Льва воспринимает, как друга. Но потом она понимает, что большой красивый Иван недостаточно тонко понимает нежную девичью душу, а Лев в этом плане вполне и весьма. Так что Иван остается с носом, а Лев молодец.
Первая история очень хороша. Я, конечно, заорал в голос, когда студент Лев стал прорываться к Сталину, крича «Иосиф Виссарионович!». Видимо, с дедушкой Лениным перепутал, ага. Товарищ Сталин (именно так полагалось обращаться к вождю, и он тоже имя-отчество не жаловал), кстати, похож на Вилли Токарева, но это нюансики. По мелочи придраться можно много к чему, но в целом данная линия смотрится отлично, и она держит весь фильм. Снято с уважением и пониманием.
Вторая история явно снималась отдельной съемочной группой, потому что и по ритму, и по стилю съемки она сильно отличается. Молодой американский продюсер бодается со старым кинобоссом, который ловко манипулирует свободной американской прессой. Но в итоге кинобосс оказывается еще и старым евреем, так что все складывается хорошо. Снято крепко и вполне убедительно.
А вот из-за третьей истории я и делал несколько подходов к этому, в общем-то, небольшому фильму. Во-первых, сценарист, по всем признакам, имел отношения только с резиновыми гениталиями. Потому что написать любовную историю еще менее естественно и глупее просто невозможно. Люди так себя не ведут, и млекопитающие в целом — тоже. Возможно, сценарист вдохновлялся отношениями инфузорий. Во-вторых, что-то очень не так с актрисой Дарьей Жовнер. Конечно, проще всего написать, что она абсолютно бездарна. В статике и молчании, как и молодая Волочкова, вполне норм. Но как откроет рот… ох. У меня есть гипотеза, что актрису попросили изображать героинь советских фильмов сороковых-пятидесятых годов. Ну, таких слегка картонных веселых энтузиасток. Вот только остальным актерам таких рекомендаций не давали. И каждый эпизод с Жовнер смотрится просто мучительно. Просто останавливал просмотр, грязно матерился, выдыхал и смотрел дальше. Вот серьезно, противозаконные отношения между двумя операторами смотрелись бы более гармонично. Хотя казалось бы. Я уж не говорю о том, что любовная линия вообще непонятно каким макаром приляпана к сюжету, и без нее фильм бы только стал лучше.
Затраты на производство «Первого Оскара» составили 290 миллионов рублей. В прокате он собрал меньше 90 миллионов. То есть провал тотальный. И это обидно. Ладно бы фильм был плохим от начала и до конца. Но две трети там крайне годные. И только одна треть отвратительна. Она просто убивает собой все остальное.
Как так вышло, я не знаю. Может режиссер Мокрицкий выбрал не ту профессию. Может участие Жовнер стало условием финансирования фильма. Может… Да чего гадать. Пока все деньги в кино зарабатываются на стадии производства, а не проката, оно будет вот так. Потому что сериалы в России делать научились прекрасно. Только полный метр регулярно оказывается полным говном.
Скорее бы эта бизнес-модель сдохла.