Ехал по делам в область и заметил памятник. Вроде де бы памятник, как памятник, но стало интересно, что за ракета, и почему вдруг памятник. Оказывается, изделие заслуженное. Это зенитно ракетный комплекс С-75 "Двина".
Немного истории. Создание зенитного управляемого ракетного комплекса С-75 началось на основании Постановления Совета Министров СССР № 2838/1201 от 20 ноября 1953 г. "О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника".
В те времена в СССР уже проходил испытания зенитно ракетный комплекс С-25. Но, при всех плюсах С — 25, он был стационарным. А следовательно дорогим, и ставить его его у каждого мало-мальски важного объекта, было, ладно что дорого, в Союзе деньги не особо считали, а просто не удобно.
Строить площадку, инфраструктуру. И вот тогда было решено создать мобильный зенитно ракетный комплекс (ЗРК), пусть уступающего по своим "способностям" стационарной системе, но позволяющего в короткое время осуществлять перегруппировку и сосредоточение сил ПВО на потенциально опасных направлениях.
Новый комплекс должен был "уметь", если в кратце, перехватывать воздушные цели, движущиеся на дозвуковой и умеренно сверхзвуковой скорости.
Уже 11 декабря 1957г. , постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №1382/638 первый вариант ЗРК СА-75 "Двина", работающий в 10-см диапазоне был принят на вооружение. Однако, работы и исследования не прервались. Создавался комплекс работающий в диапазоне 6 см. В мае 1957 г. опытный С-75, работающий в 6 см диапазоне, был отправлен на полигон Капустин Яр для испытаний.
Помимо волнового диапазона, удалость его "уменьшить" . Теперь он стал умещаться в трёх машинах, а не в пяти КУНГах на шасси автомобилей ЗИС-151 или ЗИЛ-157. Как видно из описания, комплекс получился мобильным, но не компактным. Хотя, для тех времён, вполне себе норм.
Еще матчасть.
Ракета, с радиокомандной системой наведения, получившая обозначение В-750 (изделие 1Д), создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы. Имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным.
Это обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта.
Схема ракеты 1Д: 1.Передающая антенна РВ; 2. Радиовзрыватель (РВ); 3. Боевая часть; 4. Приемная антенна РВ; 5. Бак окислителя; 6. Бак горючего; 7. Воздушный баллон; 8. Блок автопилота; 9. Блок радиоуправления; 10. Ампульная батарея; 11. Преобразователь тока; 12. Рулевой привод; 13. Бак "И"; 14. Маршевый двигатель; 15. Переходный отсек; 16. Стартовый двигатель.
Детали наглядно.
Куда смог — залез, что смог — потрогал. Все детали сделаны на века! Железа не жалели!
Никакого пластика, композитов и прочей «хипстерской фигни». Только суровый и крепкий металл!
А теперь история.
В конце 50х, комплексы стали массово поступать в войска. Для для тех времён, как модно говорить сейчас, "это был прорыв". И свою "прорывность" комплекс доказал неоднократно.
Как не странно, первое доказательство "прорывности" комплекса, случилось не в СССР. В те времена, да собственно, и сейчас, любили лётчики США и иже с ними НАТО, подглядывать за чужими территориями. Не миновала сея чаша и Китай. По личной просьбе Мао Цзэдуна два комплекта ЗРК СА-75М "Двина" были переданы китайцам и организовано обучение расчетов.
И вот, 7 октября 1959 года высотный разведчик тайваньских ВВС RB-57D был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина, на высоте 20 600 м, пилот самолёта погиб.
Судя по содержанию записи разговора и её обрыву на полуслове, лётчик даже не успел понять, что с ним случилось. Это был первый в мире случай, поражения воздушной зенитно ракетным комплексом. СССР и тут оказался впереди всей планеты!
Из соображений секретности, китайцы и советы об инциденте хотели умолчать. Однако, когда тайваньские СМИ сообщили, что RB-57D потерпел аварию, упал и затонул в Восточно-Китайском море во время тренировочного полета, агентство "Синьхуа" распространило в ответ следующее сообщение: "ПЕКИН, 9 октября. 7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства, с провокационными целями вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народной освободительной армии Китая". Как видно из сообщения, ЧЕМ и КАК был сбит суппостат — умолчали.
В дальнейшем, над КНР было сбито ещё несколько самолётов, в том числе 3 высотных разведчика U-2 «Локхид». Несколько пилотов попали в плен. Разведывательные полёты практически сошли на нет. Страшно стало, летунам. Но таки, охота пуще неволи. Уж шибко любопытные товарищи в НАТО сидел, да и сейчас, думаю, сидят.
16 ноября 1959 года под Сталинградом, ЗРК С-75 на высоте 28000 м сбит американский разведывательный аэростат. Как говорится : "не мытьём, так катанием". Но, опять же как говорится: "На хитрую пробку, есть штопор с правой резьбой", не или грубее, кто знает=))))
Любопытство — оно и кошку сгубило.
1 мая 1960 года небе Свердловской области, комплексом С-75, сбит американский высотный самолёт-разведчик U-2, ранее считавшийся неуязвимым системами ПВО. Его пилот, Гэри Пауэрс, попал в плен.
Как не отпирались США от фактов нарушения воздушного пространства СССР, но тут уж деваться было некуда. Кстати, полёты над территорией СССР резко прекратили.
Кстати, этот эпизод не дёшево обошёлся и Советскому Союзу.
Обломки сбитого U-2, были приняты зенитчиками за помехи. И тоже были обстреляны ещё тремя ракетами. Всё бы ничего, но в тот момент, в воздухе находилась пара МиГ 19, поднятых ранее на перехват U-2. Один из пилотов, Айвазян, смог спикировать ПОД границу поражения. Пилот второго МиГа, Сафронов — погиб.
ЗРК СА-75 "Двина", ещё много где в мире проявил себя с лучшей стороны, оставив свой след в истории, например:
27 октября 1962 г. СА-75 сбит U-2 над Кубой.
Сильно доставалось от СА — 75, американцам во Вьетнаме. Доходило до того, что в феврале 1966 г. , они почти на два месяца прекратили полёты, из за больших потерь.
20 июля 1969 г. Египет. Сбит израильский Piper Cub.
17 сентября 1971 г. Египет. На дальности 30 км, сбит самолет радиоразведки С-97.
1965г., Индо-пакистанский конфликт. Сбит индийский Ан-12, ошибочно принятый за пакистанский С-130.
В 80-е Сирия. С -75 успешно "кошмарит" авиацию Израиля.
Апрель 1986 г. Ливия. С-75 работает по американским самолётам в ходе операции «Каньон Эльдорадо» .
1991г Война в Персидском заливе. ПВО Ирака, из имеющихся 38 дивизионов С — 75 , сбито и уничтожено несколько самолётов сил коалиции, среди них здоровенный «ганшип» АС-130.
19 марта 1993 г. Грузия. В ходе абхазского конфликта, комплексом С- 75, сбит российский Су 27.
Появление ЗРК С-75 на мировом театре боевых действии, подтолкнуло военные умы к созданию тактик противоракетной и противорадиолокационной борьбы, средств подавления РЛС, созданию помех и и пр. Созданию подразделений РЭБ. Но этой уже совсем другие истории…
На Родине, в СССР, а потом и в России, С -75 был снят с вооружения в начале 90 х годов. Однако, остается на вооружении ряда стран до сих пор.
Так что этот комплекс вполне себе заслуживает памятника. Такая вот история, а то люди проезжают мимо и ничего про С -75 не знают.
Для желающих посетить : 55.802512, 38.018936 Это под Москвой, 17 км в сторону Нижнего Новгорода.