Александр Моисеевич Володин предложил Георгию Данелия снять фильм по его сценарию «Горестная жизнь плута». Немного поразмыслив и посомневавшись, именитый режиссёр согласился:
Володин написал сценарий о себе, а я, сознаюсь, снимал эту историю про себя. (У меня тогда была сходная ситуация.) Так что материал был мне хорошо знаком.
Сюжет таков:
У 45-летнего переводчика Бузыкина жена Нина Евлампиевна, замужняя дочь‑студентка и Алла, которая печатает ему рукописи. Он боится обидеть жену и боится обидеть Аллу. Еще к нему приходит по утрам датский ученый, и они вместе бегают по улице, потому что ученый говорит, что это очень полезно. Есть и сосед, который поит его водкой и заставляет ходить по грибы. Есть друг и коллега Варвара, за которую он вынужден делать переводы. Есть дядя Коля, который говорит, что когда Бузыкин женится на Алле, то он освободит комнату, уедет в деревню, и будет у них с Аллой отдельная квартира. И горемыка Бузыкин бегает от одной к другой, лжет, изворачивается, страдает и все время делает то, что не хочет. Потому что боится кого‑нибудь обидеть. В итоге — все несчастны, и все на него в обиде, все!
Начался поиск актёра на главную роль. Басилашвили Данелия до этого видел только в фильме Рязанова и был убежден, что на Бузыкина он никак не подходит.
Началась актерская чехарда. Кого только не пробовали: почти все ведущие актеры этого возраста побывали на пробах.
Но всё же помощница Леночка Судакова настояла, пригласив Басилашвили вопреки режиссёру.
Кстати, Леночка настояла и на том, чтобы Леонов играл не дядю Колю, а соседа.
— Мне все нравится, только потом вы скажете, что Евгений Павлович должен играть соседа, потому что на дядю Колю его пригласили бы сто режиссеров из ста.
Леонов и сыграл соседа. И за эту роль на фестивале в Венеции получил приз. А фразы «хорошо сидим» и «тостуемый пьет до дна» произнес так, что их до сих пор повторяют.
На роль Аллы режиссёр сразу видел Марину Неёлову. Но был не очень осведомлён, что на тот момент она уже стала звездой. Не сразу, но Неелова всё же пришла к Данелия.
Всех нашли, всех утвердили. Осталось найти актера на роль профессора Хансена, который приехал в Ленинград изучать Достоевского. С иностранцами в те годы была проблема. В советском кино иностранцев, как правило, играли прибалтийцы — латыши, литовцы и эстонцы.
Стали искать. Среди знакомых знакомых нашёлся корреспондент западногерманского журнала «Штерн» Норберт Кухинке. Его пригласили подъехать к проходной «Мосфильма». Норберт подъехал на своем «Мерседесе», вышел из машины… и все поняли: идеальный Хансен!
***
Финал фильма придумал художник Леван Шенгелия. По сценарию всё заканчивается на крупном плане Бузыкина.
А Леван предложил:
— Пусть к нему зайдет профессор Хансен и они побегут трусцой.
— Но это уже вечер, а трусцой бегают по утрам, — не согласился Данелия.
— Не имеет никакого значения, — сказал Леван.
И оказался прав. Финал в этом фильме получился замечательный.
Продолжение следует…