Перспективные вертолеты создаются с учетом возможности их медицинского применения, при этом возрастает количество специализированных версий. Практически все типы вертолетов, за исключением некоторых перспективных разработок, прошли испытания в военных конфликтах и других чрезвычайных ситуациях
Сегодня специалисты задаются вопросом — что дальше? Каково будущее вертолетов? Для медицины, основным предназначением которой является сохранение жизни и здоровья людей, в том числе авиаторов, и более того — вертолетчиков, интересны перспективы применения для этого беспилотных систем на основе вертолетов. Наивно предполагать, что беспилотники не будут приспособлены для медицины. Подтверждением служит разработанный американскими инженерами БПЛА DragonFly DP-14 Hawk, вертолет продольной схемы, массой 300 кг.
Эта машина заинтересовала представителей Командования медицинских исследований и разработок армии США (US Army Medical Researchand Materiel Command — USAMRDC), отвечающих за совершенствование системы эвакуации раненых, и проходит испытания, начиная с 2013 г. Подтверждены возможности по доставке 195 кг груза на расстояние 250 км при скорости 120 км/ч. Достигнута высота полета 4,5 км и максимальная скорость 200 км/ч. Вертолет оснащен ГТД, имеет длину 2,6 метра и кабину, позволяющую разместить одного раненого, не имеет сложной аппаратуры управления и способен выполнять полет по заданному маршруту, ориентируясь на сигналы GPS. При необходимости возможна корректировка параметров полета оператором по защищенному каналу связи. Вертолет может транспортироваться небольшим автомобилем, что в сочетании с приведенными характеристиками делает его оптимальным для эвакуации одного раненого с поля боя.
Кроме того, вертолет способен нести груз на внешней подвеске и точно его сбрасывать, что востребовано во время операций по доставке боеприпасов, продовольствия или медикаментов изолированным подразделениям.
Еще одной страной, имеющей большой опыт в создании БПЛА, является Израиль. Для министерства обороны продемонстрированы две беспилотные системы эвакуации тяжело раненного в ближний тыловой госпиталь. Первая система — беспилотный вертолет «Ясурон Ярок» с ПД, разработанный на базе легкого пилотируемого вертолета, грузоподъемностью 100–180 кг. Может находиться в воздухе до 2 часов, скорость полета — 120 км/ч.
Второй БПЛА «Шафририт» («Стрекоза») способен нести 500 кг груза на дальность 50 км. Может эвакуировать носилочного раненого, осуществляя мониторинг его состояния в полете. Пропеллеры «Стрекозы» защищены кожухами, что снижает риск травм спасателей и раненого. По сравнению с традиционным вертолетом БПЛА обладает повышенной живучестью и низким уровнем шума. Поступление в войска запланировано на 2022 г.
В Российской Федерации также имеются подобные разработки. Еще в 1993 г. на фирме Камова совершил первый полет беспилотный вертолет Ка-37, его дальнейшее развитие — Ка-137 (полезная нагрузка 50 и 80 кг соответственно).
Имевшийся задел существенно облегчил вхождение ОАО «Камов» в проект создания беспилотного вертолетного комплекса, представленного на инфографике Минпромторга России. Вне всякого сомнения, одним из основных предназначений комплекса станет выполнение санитарно-медицинских задач.
Подобные БЛА становятся незаменимыми при ответах вызовам человечеству, таким как COVID-19. Спектр их применения в борьбе с коронавирусом достаточно широк: от доставки индивидуальных комплектов до эвакуации зараженных с использованием специальных воздушных транспортных изоляторов.
Так, филиппинская береговая охрана задействовала новейшие легкие вертолеты H145 для обеспечения своих сотрудников средствами индивидуальной защиты: лицевыми масками, инфракрасными термометрами, латексными амбидекстровыми перчатками, стетоскопами, пульсоксиметрами и ударопрочными анероидными манжетами.
Британская армия вместе с Королевскими ВВС для борьбы с пандемией использует три вертолета AW-159 Wildcat.
В Италии вертолетный дивизион холдинга Leonardo предоставил три вертолета (два AW-139 и один AW-189) для сдерживания пандемии. Их эксплуатация имеет ограничения. Так, при перевозке пассажиров с подозрением на грипп или простуду ограничивается количество посадочных мест, а после каждого полета вертолеты дезинфицируются. При перевозке пациентов с подозрением на COVID-19 или инфицированных им привлекался вертолет Sikorsky S-76C++, оснащенный носилками.
Так как транспортировка инфицированных лиц подвергает экипажи опасности заражения, используются специальные воздушные транспортные изоляторы — «Эпишаттлы» (EpiShuttles).
Например, инкубаторы норвежского производства EpiGuard позволяют транспортировать пациентов к ближайшим отделениям интенсивной терапии. Больной защищен прозрачной крышкой и может быть подключен к аппарату ИВЛ. По мнению экспертов, вслед за спровоцированным коронавирусом всемирным экономическим кризисом высока вероятность возникновения новых вооруженных конфликтов. Потребуются новые вертолеты различного назначения, в том числе санитарные. Как никогда становится актуальным опыт применения вертолетов в боевых действиях и чрезвычайных ситуациях.
Продолжение следует