Есть такие вещи, которые становятся классикой почти сразу после своего появления на свет. Это актуально практически для всего – одежда, автомобили, разные гаджеты. А иногда под это определение попадают и продукты питания, в особенности напитки. Яркий пример – Пепси. Сладкая газировка, появившаяся в самом конце XIX столетия, полюбилась людям сразу и спустя буквально десяток лет завоевала сердца потребителей по всем Соединенным Штатам Америки! Но вот что интересно – создатель легендарной газировки вовсе не собирался изобретать прохладительный напиток, разработал он свое чудо в медицинских целях…
«Напиток Бреда»
Калеб Девис Бредхем (1867-1934) тот человек, который сделал наш мир немного приятнее и вкуснее. Именно он стал создателем Пепси, правда, как уже говорилось выше, разрабатывать массовую газировку он не собирался. Будучи фармацевтом, Калеб поработал пару лет в нескольких аптеках, потом открыл свое заведение, и серьезно озаботился двумя основными проблемами людей своего времени:
- болезнями пищеварительной системы;
- нервными расстройствами.
Чтобы вы понимали ход его мыслей – Бредхем не собирался заработать на изобретении универсальной микстуры миллионы, он просто хотел помочь соотечественникам. На протяжении нескольких лет талантливый фармацевт ставил эксперименты, смешивал разные активные вещества, в итоге в 1893 году ему наконец улыбнулась удача – удалось создать напиток, который по мнению изобретателя помогал справиться с этими распространенными недугами.
Правда ли помогал? Скорее нет, чем да. Хотя нужно отдать должное, что Пепси по сей день поднимает настроение благодаря своей сладости. А вот в плане пищеварения вопрос очень спорный, на него не смог бы ответить сам Калеб…
Аптека Калеба Бредхема, изобретателя Пепси / © Sandstein
Аптекарь назвал напиток своим именем (напиток Бреда), и выставил его на продажу, предусмотрительно скрыв рецепт. Дело в том, что примерно в это же время набирала обороты Кока-Кола, в связи с чем развелось немало хитрых дельцов, стремящихся поживиться на дармовщинку, так что пришлось «темнить». И газировка людям понравилась, уже в 90-е гг. XIX века продажи перекрыли все самые смелые ожидания Калеба, но сделать серьезный шаг, и вывести продукцию на новый уровень Бредхем не решался. А может просто не хотел, история умалчивает…
Название свое газировка получила по ферменту пепсину, который благотворно влияет на пищеварение. Правда, в напитке его нет, но это совсем другая история!
Стремительный взлет
В 1898 г. жадность взяла свое, аптекарь решил нарастить обороты и запустил рекламную кампанию, которая привлекла действительно много потребителей. Доходы начали расти, однако превратить Пепси в настоящий бренд с миллионными оборотами Калеб все равно не хотел. Впрочем, все стремятся хорошо жить, так что в 1903 г. Бредхем:
- официально зарегистрировал товарный знак PepsiCo;
- арендовал производственные площади и закупил оборудование для массового выпуска напитка;
- серьезно занялся рекламой.
В течение первых двух лет работы было продано 130 тысяч литров газировки, огромная цифра, особенно по меркам начала XX века. Деньги потекли рекой, казалось, жизнь удалась.
В 1909 г. о Пепси впервые заговорили знаменитости, причем не в рамках рекламной кампании. Первой звездой, высказавшей мнение о напитке, стал мегапопулярный в то время гонщик Барни Олдфилд, и это сыграло важную роль в истории развития бренда. Дело в том, что до этого момента основную долю потребителей составляли люди в возрасте, а автогонщик, будучи кумиром молодежи, привлек внимание к газировке детей и подростков, что спровоцировало взлет продаж.
Рекламный плакат с Калебом Бредхемом
Банкротство и возрождение
Первая мировая война, грянувшая в 1914 году, сначала не особо сильно отразилась на делах Бредхема, популярность напитка не падала, количество потребителей не сокращалось. Но бойня такого масштаба так или иначе наносит удар по экономике – к 1916 году сильно подорожал сахар, мало того, серьезно сократились его поставки в Соединенные Штаты. Калеб попытался было найти заменитель, но не смог – это один из основных ингредиентов Пепси, а замена серьезно нарушила бы вкусовые качества продукта, то есть, фактически, отвернула бы некоторых постоянных потребителей.
Печально, но Бредхем так и не смог преодолеть этот кризис, в итоге в 1923 году продал компанию Рою Мегаргелю за 30 тысяч долларов. Кстати, сумма очень хорошая по тем временам, хотя, конечно, компания Пепси по факту стоила дороже. Интересно, что именно в этот момент Калебу пришлось раскрыть состав напитка:
- вода;
- сахар;
- несколько видов масел;
- ортофосфорная кислота;
- лайм;
- карамель.
Кроме того, в составе продукта обнаружился спирт, но в минимальной дозе, в некоторых лекарствах его намного больше, чем в газировке образца начала XX века.
Вывеска с рекламой Pepsi
Мегаргель пару лет пытался привести дела компании в порядок, но в итоге потерял очень много денег и был вынужден объявить себя банкротом. Пепси снова попала на продажу, только вот инвесторы долго не находились – Кока-Кола составляла очень уж сильную конкуренцию, да и Великая Депрессия наступала, мало кто хотел вкладывать большие деньги в «пустышку», коей компания и была на тот момент.
Перевернул все Чарльз Гут, купивший компанию в 1931 году. Он сразу нацелился на борьбу с Кока-Колой, своим главным конкурентом, кроме того, увеличил объем бутылочек, оставив цену на прежнем уровне. При копеечной себестоимости напитка это стало настоящей находкой – пришла новая волна интереса со стороны молодежи, продажи выросли в несколько раз. Даже Вторая мировая война не смогла затормозить развитие компании, хотя на пути ее вставало много препятствий. Собственно, с послевоенного времени и по сей день концепция компании почти не менялась, да и состав, несколько измененный Гутом еще в 30-е годы, остается прежним. За это мы и любим Пепси!
Все статьи по теме: #woh_это интересно
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))