Таких суровых заправок я не видел даже в Монголии и не туристической Африке. Глубинка в тех местах выглядит совершенно оторванной от цивилизации, но заправки были хоть как-то более-менее похоже на привычные: будка, колонка со шлангом.
Ниже я вам покажу таджикские заправки в Горно-Бадахшанской области, через которую проходит Памирский тракт.
Нет, колонки со шлангами и иногда даже будками оператора там тоже попадаются, но гораздо чаще АЗС выглядит примерно, как на верхнем фото: старая гнилая советская автоцистерна «Огнеопасно», которая много лет, как не на ходу, используется вместо подземного резервуара для топлива. Из нее бензин сливается самотёком через обычный резиновый потрескавшийся шланг в бочку поменьше. А уже оттуда «оператор» с помощью ручной помпы перекачивает топливо в бак машины.
Иногда автоцистерны нет, и бензин продается просто на обочине дороги из большой бочки, которую «заправщик» привозит в багажнике своей машины (УАЗик, «Пирожок» или старый дряхлый универсал).
Встречаются и более-менее приличные автоцистерны, которые приезжают на обочину своим ходом и заправляют машины не переливом в бочки, а сразу напрямую с помощью обычного пистолета.
У них даже есть навес от солнца. Правда, он не для заправляющейся машины, а для «оператора».
Второй тип заправок — стационарные АЗС: будка, колонка, шланг.
И бОльшая их часть выглядит, как на фото: будка из глины или кизяка и старые ржавые колонки. Из-за особенностей рельефа, цистерна с топливом довольно часто не закопана в землю, как на привычных заправках, а просто находится чуть в стороне от колонок.
Или вот такой вариант стационарной заправки: без колонок и с топливом прямо из цистерн. Но с будкой «оператора». В которой он одновременно и живёт, т.к. до ближайших кишлаков отсюда под сотню километров.
Кое-где вместо глинобитных построек в качестве будки/дома используют металлический контейнер с прорубленными окнами и дверью.
Отдельно умиляет крохотный навес над колонкой. Дырявый и ни от чего не защищающий, ни от дождя, ни от солнца.
Одна из самых приличных заправок на всем Памирском тракте, в высокогорном поселке Мургаб.
Здесь и заправочная колонка прилична, и навес нормальный, и топливо есть РАЗНОЕ. Потому что на многих заправках оно лишь какое-то одно (как правило, 92-й бензин или дизель).
— — — — — — — — —
Это продолжение моих рассказов о путешествии в Таджикистан на Памир. Не забудьте ПОСТАВИТЬ ЛАЙК и следите за очерками и видеосюжетами.