Люди любят считать чужие деньги, этого у них не отнять. Смотрят некоторые обыватели на миллиардеров, и думают, что, мол, «наворовали, награбили, теперь наслаждаются жизнью». Спорить не будем, иногда гигантские капиталы действительно наживаются быстро и не совсем честным путем, однако не стоит забывать, что большинство богатейших династий мира выстраивали свои империи в течение нескольких поколений, проходили через огонь и воду, иногда оказывались на грани полного краха. Один из примеров – Ротшильды!
Еврей из Франкфурта-на-Майне
Франкфурт-на-Майне, что в Германии, всегда славился обилием еврейского населения. Осели они там еще в XV столетии, и в большинстве своем исторически занимались своими традиционными делами:
- торговали;
- промышляли ростовщичеством;
- производили востребованный товар мелкими партиями, например, одежду.
В 1744 г. у одного из таких евреев родился сын, которого назвали Майером. Примерно в это же время появилась та самая легендарная фамилия Ротшильд. Происхождение у нее запутанное, но все концы ведут к… цвету вывески магазинчика, которым владел отец будущего основателя династии банкиров. Красная, а если сказать это по-немецки, то получится rot shild, то есть в дословном переводе «красная вывеска».
Майер рос мальчиком очень одаренным – с младых ногтей впитал коммерческую жилку своего отца, и после долгого финансового обучения в банке Оппенгеймера продолжил дело родителя, то есть заделался обычным торговцем. Все бы ничего, но в какой-то момент он увлекся коллекционированием монет, да не ради нумизматического интереса, а с целью перепродажи своих редких находок состоятельным ценителям, на чем и построил свой первый капитал. Получив на руки первые серьезные деньги, Майер открыл антикварную лавку, заодно стал промышлять «меняльческими делами».
В конце 60-х гг. XVIII в. молодой Ротшильд познакомился и крепко сдружился с Вильгельмом, прусским принцем, богатым человеком, истинным капиталистом. Тот приблизил к себе нашего героя, и в скором времени назначил его личным гоф-фактором. Если вкратце, то это тот человек, который проводит все финансовые дела своего патрона – выгодно вкладывает деньги, находит возможности для совершения прибыльных сделок, скупает и продает активы. Разумеется, не обходилось и без воровства, но пойман Ротшильд не был ни разу, благодаря чему в начале XIX стал обладателем огромного капитала, с которым реально можно было заниматься банковской деятельностью!
Мориц Даниэль Оппенгейм «Вильгельм I, курфюрст Гессена посещает Майера Амшеля Ротшильда»
Наполеоновские войны
Военная агрессия Франции в начале XIX нанесла сокрушительный удар по экономикам практически всех европейских государств. Исключением не стала и Пруссия… Но кому война, а кому мать родна. Если вкратце, то из-за этой катастрофы Вильгельм, ставший к тому моменту курфюрстом, задолжал очень много денег как внутренним кредиторам, так и иностранцам. Стремясь спасти свои капиталы, часть средств он чуть ли не открыто отдал личным врагам, а большую долю поручил на сохранение Ротшильду. Майер, не будь дураком, честно припрятал доверенные ему сокровища, но в то же время поручил своим пятерым сыновьям начать массово скупать долги Вильгельма по всей Европе.
Представляете, какое это состояние? Фактически, ему (через посредников, разумеется), задолжала вся Пруссия! Сыновья Майера на счастье основателя династии оказались ребятами толковыми – со своими капиталами (полученными от отца) разъехались по всей Европе, и основали в нескольких государствах собственные банки:
- Франция;
- Англия;
- Испания.
Ну а в Пруссии осталась «основа» династии. Все пятеро сыновей начали массово скупать дешевеющие государственные облигации по всему континенту, и к концу Наполеоновских войн благодаря приобретенным ценным бумагам стали вхожи в правительства, причем не только родной страны, но и почти всех других государств Европы. Только с Англией возникли проблемы – Натан, один из сыновей Майера, не смог получить дворянский титул, так как по британским законам иностранец не мог удостоиться такой чести. Но и этот вопрос довольно быстро решился – предприимчивый молодой человек получил титул барона, правда, без особой для себя пользы.
Мориц Даниэль Оппенгейм «Портрет Амшеля Майера Ротшильда», старший сын / Коллекция Ротшильдов
Дальнейший рост
Ну а дальше по накатанной – капиталы огромные, управляющие грамотные, государства Европы нуждаются в средствах, путей вложений денег множество. Банки Ротшильдов непрестанно развивались в течение всего XIX века, а к концу столетия потомки Майера начали активно инвестировать средства в такие актуальные направления, как металлургия и железнодорожное строительство, а чуть позже в нефтяную отрасль, чем занимаются и по сей день. Но есть сложность с изучением этой династии – Ротшильды очень закрытые, они не выставляют на всеобщее обозрение ни своих бизнес-операций, ни личных дел, так что информацию приходится собирать по крупицам.
Правда, несколько интересных фактов все же известны. Так, еще Майер Ротшильд в начале XIX в. вынес решение, что наследовать капиталы династии могут только прямые потомки по мужской линии. Дочери не получают ничего, равно как их мужья и дети. Кроме того, в семье не редкость кровосмесительные браки – относительно близкие родственники играют свадьбы с той целью, чтобы сохранить «чистоту крови». Несмотря на это, женщины из династии Ротшильдов признаются чуть ли не самыми красивыми в мире, парадокс!
Все статьи по теме: #woh_это интересно
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))