В понимании большинства обывателей монголо-татары – абсолютные мусульмане, принявшие эту веру в незапамятные времена, и свято следовавшие мусульманским традициям чуть ли не с первого дня существования своей нации. Да, действительною, ислам сыграл огромную роль в становлении культуры Орды, однако, пришли они к этой религии далеко не сразу. Более того, был в их истории момент, когда они едва не приняли православное христианство!
Исконное язычество
До середины XIII столетия монголо-татары исповедовали свое исконное язычество, с которым пришли из дальних восточных степей. Что именно представляла собой эта религия сказать сложно, так как письменных источников на эту тему не сохранилось, а верования, которых до сих пор придерживаются условные земляки Чингисхана и Батыя, хоть и содержат в себе некоторые черты того самого исторического культа, но в целом отличаются от него очень сильно. Впрочем, логично было бы предположить, что завязана эта вера была на поклонении силам природы и духам (добрым и злым, все по классике).
И в этом языческом культе была одна черта, которая и позволила монголо-татарам в короткий срок перейти к организованной религии – веротерпимость. Так, несмотря на страшные разрушения и колоссальные человеческие жертвы, которые оставляли за собой полчища кочевников-язычников, они почти никогда не уничтожали святыни как христианские, так и мусульманские, с почтением относились к духовенству покоренных народов, а также не строили никаких препятствий в отправлении культа. Объясняется все просто – будучи поклонниками бесплотных духов, они не отрицали условного многобожия, и, если говорить простым языком, не желали «портить отношения» с чужими божествами.
Монгольский воин XIII века / © Александр Луняков
Период христианизации
Да, был и такой этап развития монголо-татар. Как мы уже поняли, ордынские ханы старались не устраивать религиозных «разборок», одинаково лояльно относились ко всем вероисповеданиям. Кроме того, они были весьма талантливыми и грамотными политиками, четко улавливали социальные настроения, а также умели быстро сориентироваться в том, кому реально принадлежит власть в том или ином регионе. Привело это к тому, что уже к середине XIII столетия лидеры русской православной церкви начали получать от ханов ярлыки наподобие княжеских, правда, полномочий в них было прописано несколько больше:
- возможность самостоятельно вести дела с Константинополем (на такое ни один князь XIII века права не имел, а митрополиты могли);
- возможность собирать с населения деньги в пользу храмов, монастырей и пр.;
- в любое время заявляться в Орду без предупреждения и приглашения (это могли себе позволить некоторые купцы, но, опять же, не князья, во всяком случае, в течение второй половины XIII в.).
Сергей Иванов «Баскаки» / Музей истории города Москвы
Интересно, что католики, которых было сравнительно много в Поволжье, подобных преференций не имели и особой роли в социально-экономической сфере жизни покоренных территорий не играли, что говорит о явной симпатии ханов к православию.
Второй важный момент – крещение нескольких ордынских царевичей, самым известным из которых стал Даир Кайдагул, более известный в РПЦ, как Петр Ростовский. В свое время он проникся проповедями ростовского епископа Кирилла, и стал истинно верующим человеком, приобщив к своей новой вере несколько сотен знатных ордынцев. Интересно, что в течение XIII века православных среди монголо-татар было гораздо больше, чем мусульман, но в итоге ислам всех же смог одержать верх.
Переход Орды к исламу
Первым знатным мусульманином среди ордынцев стал хан Берке (1256-1267). Согласно легенде, правитель однажды повстречал на пути купеческий караван из Бухары, разговорился с торговцами, и те в деталях рассказали ему про ислам. Берке очаровался этой религией, принял ее, после чего чуть ли не силой заставил «перейти» своих младших братьев, кстати, фанатичных язычников. Еще через несколько лет после этого правитель публично объявил о своей вере, и стал стремительно продвигать ее в массы.
Хан Берке (фрагмент арта) / © Mohamed Ali / artstation.com/mohamed_ali
Получилось ли? В течение своей жизни особых успехов он достигнуть так и не смог, потому что последователей язычества было очень уж много, их всех быстро «обработать» не получится, а истинного православного верующего в то время обратить в ислам было практически невозможно. Однако, заключенные во время правления Берке союзы с мамлюкским султаном Бейбарсом принесли свои плоды – начался постоянный культурный обмен с мусульманским Ближним Востоком, последователей ислама среди ордынской знати становилось все больше, в результате уже в начале XIV века «магометане» в аристократической доле населения монголо-татар начали уверенно преобладать.
Точку в обращении своего народа в эту веру поставил хан Узбек (1312-1341) – именно он сделал ислам государственной официальной религией Орды. Впрочем, веротерпимость у них никуда не делась – до самого заката бывшей могущественной империи в конце XV столетия никакой враждебности по отношению к православию ордынцы не проявляли, во всяком случае формально!
Все статьи по теме: #woh_это интересно
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))