Общий объем интернет-торговли в России по итогам четырех месяцев (январь–апрель) 2022 года составил 1,5 трлн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 50%.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в общем объеме розничных продаж e-commerce занимает 11,8% – это максимальные показатели отрасли за все время.
Как выяснили аналитики АКИТ, в общем объеме продаж 20% приходится на цифровую и бытовую технику, 17% – на мебель и товары для дома, 16,5% – на одежду и обувь, 13% – на продукты, 8% – на красоту и здоровье. В апреле самый большой спрос на внутреннем рынке пришелся на две категории: «садовая техника и инструменты» (+235%), и «ювелирные изделия и часы» (+229%).
Отметим, в прошлом году российский онлайн-ретейл оказался самым быстрорастущим каналом продаж – оборот рынка превысил показатель в 4 трлн рублей. По данным Data Insight, ключевым фактором роста e-commerce стали маркетплейсы, на которые пришлось свыше 62% интернет-заказов.
Эксперты рынка отмечают, что за время пандемии у потребителя сформировалась привычка покупать в интернете, к тому же, начиная с 2021 года все крупнейшие компании в сфере ретейла вкладывали огромные средства в продвижение своих онлайн-магазинов и сервисов доставки. В итоге, сработал накопительный эффект, когда заказ товаров онлайн стал привычным делом для подавляющего большинства россиян, особенно в городах-миллионниках, а также для возрастной категории 50+.
Однако рост рынка в 50% за квартал аналитики считают аномальным. Одним из ключевых факторов, по их мнению, стал ажиотажный спрос на потребительские товары. На рынок стали влиять санкции, инфляция, опасения дефицита и уход ряда крупных западных компаний из России, а также логистические сбои.
В марте, в ожидании подорожания товаров, сокращения ассортимента и сложностей с оплатой, покупатели бросились скупать товары. Многие решились не только на покупки, которые откладывали, но и покупали про запас. Напрямую это касается продовольственных товаров, а также традиционных товаров долгосрочного пользования: электроники, бытовой техники, одежды, товаров для дома.
Уже в апреле продажи пошли на спад: у покупателей закончились деньги. Рост был только в категории товаров для сада и огорода, что объясняется закрытием некоторых профильных офлайновых магазинов. Эксперты прогнозируют, что количество спонтанных покупок и далее будет снижаться, а спрос уходить в бюджетные категории. В ряде направлений сократится и количество товаров в чеке.
Тем не менее, проседания рынка аналитики не ждут: e-commerce может успешно развиваться и в сложных экономических условиях, а ориентация на внутренний рынок станет дополнительным катализатором продаж. К тому же рынок онлайн-торговли все еще далек от насыщения в регионах — именно они продолжат оставаться драйвером роста во всех ключевых категориях.