Каждый год в начале лета в нашей семье проходит мероприятие под названием "А давайте-ка почитаем ваши списки рекомендуемой литературы на лето".
И здесь мы, как два родителя, имеем разные мнения.
— Коли дали читать, нужно читать всё без исключения.
А я возражаю:
— Дайте я вам расскажу, дети, чего тут нужно читать, а чего альтернативно изучить.
Альтернативно — значит посмотреть фильм.
Флэшбэк (обратно в прошлое)
В годы моей учебы в школе у нас не существовало такого понятия как "список литературы на лето". Еще не было компьютеров с принтерами, а потому писать списки от руки никому бы не сдалось.
В учебниках литературы на последней странице были какие-то списки, а потому учительница нам говорила:
— Вот тут в учебнике есть список книг. Перепишите его, летом почитайте.
— Щас! — говорили мы и сдавали учебник
Я хоть и любил читать, но только не список рекомендуемой литературы, так как мне было совершенно параллельно до рекомендаций тетенек и дяденек, я читал то, что хотел читать.
Да и на кой бы мне сдались рассказики Бианки и Пришвина в 4 классе, если я уже дочитал до виконта де Бражелона. А какая-то серьезная литература, рекомендованная к чтению, вряд ли бы меня заинтересовала, так как это было не про пиратов, не про индейцев и даже не про мушкетеров и прочих Анжелик.
Ну, а то, что проходили на уроках, я всё честно читал (почти).
***
И вот теперь я комментирую детям — какие книги из списка нужно прочитать в первую очередь, а какие произведения лучше посмотреть в виде кинокартин (а какие можно вообще пропустить).
Вот, например, для третьеклассника рекомендована книга "Приключения Электроника" Велтистова.
Я помню, как сам читал эту книгу. И помню, как смотрел фильм по этой книге. И пусть фильм снят лишь по мотивам, но он гораздо интереснее и проще.
Это раньше не было возможностей посмотреть "кино по заказу". А сегодня мы живем в таком мире, что не поднимаясь со стула можем посмотреть фильмы даже камерунских кинодеятелей.
Включил я, значит, "Приключения Электроника". И ребенку фильм понравился. Особенно он удивился песням, которые ему все знакомы (в детском саду, наверное, слушали или в школе).
А книга для него еще сложна в таком возрасте. Он далеко не любитель чтения.
— И там много буков. Не осилю.
Какие-то короткие произведения — пусть читает: Зощенко, Житков, Астафьев, Коваль, Драгунский.
Или вот, например, "Питер Пэн". Есть хороший фильм, да и книга неплохая (тем более, что у нас она есть). Тут можно и то, и другое. Ну, и тут же "Том Сойер", "Гулливер". По некоторым есть мультфильмы — "Муми-тролль".
Фильмы тоже нужно смотреть. Особенно, если они хорошие. "Сказка о потерянном времени" — замечательный детский фильм. А вот про Алису Селезневу тоже можно глянуть фильмы, благо при СССР их было снято аж три.
Оно вообще интересно получается — практически каждое литературное произведение экранизировано — либо в виде фильма, либо в виде мультфильма.
В идеале, конечно, прочитал — посмотрел. Но еще раз повторю — он не любитель чтения.
У старшего список, конечно, мощнее. Но там нужно сильно сортировать. Вот, допустим, Обручев "Земля Санникова" — тут и произведение шикарное, и фильм отличнейший. А вот "Монте-Кристо" — это сразу нет. Это нужно быть большим любителем подобного жанра. А вообще, его список зарубежной литературы это этакий "базовый уровень советского гражданина" — от Жюля Верна до Джека Лондона.
Весь список, конечно, он не прочитает, но постараюсь познакомить его с миром хорошего кино по произведениям из списка. Единственное, обязательно нужно будет осилить все произведения, которые будут изучаться в учебном году. Там их не так уж и много.
Но и любом случае я не удержусь и лучше покажу ему "Инкогнито из Петербурга" вместо чтения основного произведения (я сам жутко не любил читать пьесы).
***
И вот тут самое главное — не делать чтение в тягость, так как чтение должно быть в удовольствие. "Заставлять читать" — это не наш метод, Шурик.
Ну, и не нужно забывать, что смотреть нужно глазами детей, а не глазами взрослых.