Интригующий российский сериал, который не стыдно сравнить с «Настоящим детективом» или «Охотником за разумом»
Обожаю тягучие триллеры-детективы! "Мост", "Убийство", "Зодиак", "Семь" — они все разные, но есть что-то общее: главные герои всегда противоречивые, и имеют свои скелеты в шкафу; атмосфера — густая, мрачная; злодей — умён, хитёр и играет в кошки-мышки с детективами, водя их за нос годами.
И все перечисленные примеры — западные. Оттого и отрадно было посмотреть отечественный фильм "Казнь". И это не тот случай, когда "ну получилось круто, почти как признанные шедевры" — фильм хорош безо всяких оглядок и сравнений. И если у него есть недостатки — то такие, которые могут случиться у кого угодно.
"Настоящий детектив", но в России
Итак, о чём "Казнь"? Из рук серийного убийцы вырывается одна из жертв — девушка сбегает и выживает. Чем ошарашивает милицию: те уже успели осудить "маньяка", на чьем счету много жертв и отправить на пожизненное. А если злодей в тюрьме, то почему череда убийств продолжается? Получается, посадили невиновного?
Этим вопросом мучается Исса Давыдов, следователь, который много лет вёл это дело. Теперь он вынужден оправдать себя и найти настоящего убийцу.
Действие разворачивается в СССР, в разные временные промежутки с 1986 по 1991 годы. Соответсвенно, здесь есть атмосфера позднесоветского заката. Причём это не реалистичная картина тех лет, а скорее гипертрофированная: гротеск, да и только!
Видно, что локации подбирались тщательно, со вкусом. По ощущениям — словно СССР из параллельной вселенной. Представьте себе Готэм-сити, только вместо статуй горгулий — мозаики с Лениным. Что играет фильму на руку: эта эстетика затягивает с первых минут.
Ну и соответствующие атрибуты нуар-детективов: сложный герой, немногословный, имеющий некий изьян и пытающийся его исправить — хотя бы своих глазах. Он противостоит обществу, начальству, самому себе. Роковая красотка, которая значительно влияет на сюжет. Вроде и клише, а с другой стороны — проверенный рецепт.
История развивается неспешно — что опять, как бы норма для жанра. Но манера подачи может отпугнуть невнимательного зрителя: дело в том, что повествование скачет во времени: то на дворе 1991 (когда сбегает единственная выжившая), то 1986 (в самый активный период действия маньяка).
И поначалу зритель может не понять: к чему все эти детали? Почему не показывается история последовательно? Однако ближе к концу всё складывается и проясняется: всё логично и понятно. Возможно, кто-то предугадает главный твист раньше, но даже если это случится — сама подача материала всё равно остаётся интригующей.
Да и указанная претензия может возникнуть лишь у человека, отвыкшего от фильмов-паззлов.
Интересно, что история хоть и художественный вымысел, но основана она на реальных фактах и случаях из советской криминалистики: здесь даже есть намёки на Чикатило! А главный герой, Исса Давыдов даже получил имя в честь одного из следователей тех лет, Иссы Костоева.
Больше добавить нечего: это качественный триллер в атмосфере позднесоветской эстетики. Тягучий нуар с противоречивым героем, который искренне хочет найти и наказать маньяка.