Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

0 7

Вишера. Север Пермского края. Величественный приток реки Камы, чьи волны блестят драгоценным блеском словно алмазы, что с ещё советских времён добывают в её бассейне. Древесина и драгоценные камни — вот два столпа Красновишерского района, места, о котором пойдёт речь.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Путешествия по России в межсезонье позволяют в полной мере ощутить необъятные размеры нашей страны. Направляясь из Уфы в Березники, а затем в Красновишерск я с удивлением наблюдал как стремительно меняется природа за окном, словно кто-то властвующий над временем, пролистывал календарь в обратную сторону с каждым новым пройденным километром. Ветлан Камень, к которому я направлялся, располагался в 700 километрах северу и покинув мягкие майские объятья, я очутился в холодном апреле, где только-только начинал таять снег…

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Немножко предыстории — важная часть контекста. Величественные леса на пути к обзорной площадке Ветлана, напрямую связаны с темой нашей публикации.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Несколько километров по узкой полосе утрамбованного снега и вот мы на месте. С обзорной площадки на горе Ветлан открывается изумительный вид на изгиб Вишеры, где её русло разделяет вереница небольших, заросших холмиков.

Что это за одинокие островки и зачем они были нужны?

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Небольшая пауза для размышлений перед ответом. Думаю, некоторые из читателей уже приблизительно догадались, зачем они были нужны.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Ряжи на реке Вишера — зачем они нужны?

Поросшие кустарником островки — это деревянные ряжи. Ряжем называют деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником.

В большинстве случае этот термин применяется к гидротехническим сооружениям, их используют как основания плотин, молов, для укрепления набережных и мостовых опор. Конструкция ряжей за некоторыми отличиями интернациональная и кроме России, также встречается в Скандинавских странах и в Северной Америке.

Общая конструкция представлена на схеме ниже:

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

В случае с Вишерой ряжи использовались для размежевания русла реки во время лесосплава. Дело в том, что на лесозаготовках в бассейне Вишеры использовали так называемый молевой способ сплава леса.

Молевой сплав — это транспортировка древесины по рекам россыпью по течению, без увязки её в плоты, россыпью по течению. Выглядит это следующим образом. Достаточно мрачное зрелище не так ли?

Экологи крайне негативно оценивают подобный метод лесосплава, так он сильно засоряет береговую линию и дно реки.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Обычно молевой метод используют на малых, несудоходных реках, но Вишера большая и судоходная… Вот тут-то и раскрывается истинный смысл ряжей, что позволяли разделять русло реки на две части — ту по которой ходили суда и ту, по которой сплавлялся лес.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

С началом летнего сезона хочу порекомендовать вам красоты нашего Урала, как отличное туристическое направление для летнего отдыха.

Ленские столбы, конечно, одно из «Российских Чудес Природы», но и наши уральские притёсы не уступают её по красоте, а главное, легкодоступны даже без серьёзной туристической подготовки.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской историиЗачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Вот только развитой туристической инфраструктурой уральские красоты похвастаться могут не везде, зато, «дикость» мест и относительно небольшой турпоток позволяет встать лагерем на самых «козырных местах», вот только будьте аккуратны. Я всё же настоятельно рекомендую ставить палатки внизу так, как озорные северные ветра частенько уносят палатки туристов, самонадеянно разместивших их на краю скалы.

Зачем были нужны одинокие островки посреди северных уральских рек? — мрачные страницы советской истории

Вместо заключения:

История освоения природных богатств на севере Урала тесно связана с мрачными страницами истории СССР — многочисленными трудовыми лагерями, где труд заключённых использовался на лесозаготовках и при добыче полезных ископаемых. Также «Вишлаг» оказал огромную роль в рекордных сроках строительства двух крупных предприятий региона — Вишерского ЦБК и Березниковского Химического Завода.

Недавно я выпустил объёмную публикацию, посвящённую истории и судьбе целлюлозно-бумажного комбината на реке Вишере. Почитайте — это напрямую связанные публикации, для интересующихся историей становления советской промышленности, должно быть, интересно.

Заброшенная Россия. Как сейчас выглядит завод, где впервые в СССР опробовали труд заключенных? — история Вишерского ЦБКNordSkif & CoВчера

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy