Содержание страницы
В наше время всё чаще и чаще слышится термин "мета-", по определению к какому-либо культурному произведению: метаюмор, метакомедия.
Не будем вдаваться в заумную теорию, но простыми словами попытаемся объяснить: это что-то близкое к пародийному жанру, но при этом имеющее много различий. Если для классической пародии, прямой и дословной, как палка, зритель не всегда должен знать первоисточник (посмотрите "Голый пистолет" — понятен и сейчас), то с мета-комедиями всё гораздо сложнее: нужно знать фон, общий контекст того, что обыгрывается в произведении. Быть "подкованным".
Другие черты мета-комедии: ломание четвёртой стены. Причем мало того, чтобы персонаж обращался к зрителю: нужно, чтобы герой объяснял саму суть ситуации, иронически её обсуждая. Прямо как Дэдпул.
В мета-комедии ломаются устои жанра: здесь можно посмеяться над самим произведением, его создателями и даже зрителями. Одна из характерных черт — большое количество отсылок.
Попробуем еще проще: Вместо того, чтобы заставить зрителя забыть, что он находится перед экраном, и раствориться в истории, мета-комедии постоянно напоминают зрителю об этом факте.
И вот несколько примеров фильмов, содержащих в той или иной мере мета-юмор.
Последний киногерой
Сам по себе фильм — не просто "пародия на боевики 80-х". Это ироничная ода всему жанру, и без знания всех этих "Смертельных оружий", "Коммандо", и "Рэмбо-2" фильм будет не понятен зрителю.
Один из мета-моментов, который делает этот фильм невероятно смешным: местный злодей решает убить Арнольда Шварценнегера, актёра, который играет главного героя, Джека Слейтера. Тогда персонаж фильма, Джек Слейтер решает спасти реально существующего Шварценнегера. Актёр показан здесь обычным, почти напуганным человеком, тогда как Слейтер по-шаблонному крут, невозмутим.
Хижина в лесу
Фильм начинается как типичный ужастик, в котором группа молодых людей отправилась куда-то там, и находит страшных приключений на одно место. Но во второй половине фильма зритель понимает, что это совсем не простой хоррор. По сюжету герои находят подземные лаборатории, где в клетках заточены разные монстры. В этом бестиарии мы узнаем героев многих фильмов ужасов. Есть даже Пеннивайз из "Оно"! И то, как авторы вписали этот бестиарий в сюжет — вызывает уважения. К сожалению, без спойлеров не рассказать — но кто смотрел, тот поймет.
Монти Пайтон. В поисках священного Грааля
Сам фильм — абсурдная пародия на легенды о Короле Артуре. Однако что за Монти Пайтон без ломания четвёртой стены? Например, персонаж внезапно начинает смотреть прямо в камеру, и заявляет, что момент вот прямо сейчас — возможно лучшая сцена в данном фильме. После чего действие перетекает в интервью с другими персонажами, в котором все они обсуждают мнение зрителей данного фильма.
Спустя какое-то время повествование возвращается в привычное русло.
Бойцовский клуб
Фильм Дэвида Финчера и без того наполнен различными отсылками и штуками. А одну из них можно назвать едва ли не эталоном мета-юмора. Речь о моменте, когда герой Эдварда Нортона рассказывает о работе Тайлера Дердена в должности киномеханика. Зрителю объясняют, что белые точки на экране во время киносеанса — знак механику что пора менять плёнку. И в один из моментов Тайлер Дерден буквально указывает на этот "сигаретный ожог". Юмор в том, что зритель, смотрящий это в кинотеатре более 20 лет назад должен был понимать: в этот момент реальный киномеханик как раз и меняет плёнку…
Крик
Этот фильм можно было бы назвать пародией на слешеры, если бы он не был таким наполнен серьёзными персонажами. Все герои здесь боятся по-настоящему, но при этом они словно понимают, что попали в ситуацию, которая буквально напоминает шаблонные фильмы ужасов. И в перерывах между смертями, они буквально по винтикам разбирают аспекты жанра.
Апофеозом мета-юмора здесь можно считать сцену, в которой один из героев, сидя в кресле, смотрит старый "Хэллоуин". И, переживая за героиню, он повторяет: "ну разве ты не понимаешь, он сзади! Обернись!". Тогда как за креслом этого персонажа стоит таинственный убийца в маске, с ножом наготове.
А есть ли у вас примеры сцен из фильмов, которые можно назвать мета-юмором? Поделитесь в комментариях!