А ведь Владимир Меньшов (режиссер "Москва слезам не верит") сам хотел сам сыграть интеллигентного долгожданного спутника главной героини — Гошу. Ну, а что такого? Снимает же он в главной роли свою жену — Веру Алентову. Почему бы и самому не выступить в качестве героя-любовника своей же жены.
На этапе подготовки к съёмкам Меньшов принёс черновую версию сценария на согласование к директору "Мосфильма" Николаю Сизову. Тот проект поддержал:
"Сценарий мне нравится, будем включать в ближайший производственный план".
Cтали обсуждать, кого режиссёр планирует брать на роли. И вот в моменте про Гошу, Владимир Валентинович заявил:
"Вообще-то образ во многом списан с моей биографии. Я сам начинал рабочим, я тоже бывший слесарь. В Школу-студию МХАТ пришел из научно-технического центра. К тому же, имею актерский опыт…"
Сизов был против, здраво рассудил так:
"Володя, посмотри на свою крестьянскую рожу, посмотри на мою такую же крестьянскую рожу. Ну разве тут наукой пахнет? Разве мы с тобой, с такими рожами «от сохи», в силах пробудить возвышенные чувства в усталой от быта и безденежья советской женщине – нашем главном зрителе? Они в такое никогда не поверят!"
А Сизов действительно "вышел из народа", имел простоватую внешность, а также комсомольско-партийное прошлое, и в прошлом звание генерала МВД.
Против его слов Меньшову было сложно возразить. Состоялся такой диалог:
— Если не я, так кто?!
— Как, кто? Бери Басилашвили, а лучше Баталова!
— Так ему уже за 50 лет, а герою – по сценарию еще и 40 нет.
— Решено, Баталов! Мы не прогадаем!
Спорить с Сизовым было бесполезно (и опасно для карьеры). И Меньшов в 1978 году был вынужден отказаться от своей мечты.
Алексей Баталов прошел без проб. И действительно, точно попал в образ. Сейчас, конечно, никого кроме него на этом месте и представить нельзя.