Мне регулярно поступают жалобы от пенсионеров на то, что судебные приставы списали им всю пенсию со счета или арестовали то или иное имущество.
В таких ситуациях следует помнить, что пристав — это должностное лицо, исполняющее возложенные на него законом полномочия. Поэтому он обязан четко следовать требованиям закона — а в нем в т.ч. предусмотрено, что именно у должника нельзя изымать ни при каких обстоятельствах.
Разберем, с учетом свежей судебной практики, какое имущество пенсионера приставы сейчас не могут забрать за долги.
Получив исполнительный документ, судебный пристав, в первую очередь, проверяет, сколько денежных средств есть у должника. Из наличных денег могут изъять все, за исключением суммы одного прожиточного минимума — эти деньги приставы обязаны оставить.
Что касается денег, которые хранятся на банковских картах и вкладах пенсионера, то сейчас запрещается списывать за долги средства, накопленные за счет т. н. неприкосновенных доходов.
К ним относятся: пенсия по потере кормильца, монетизация льгот в форме ЕДВ, компенсационная выплата за уход, целевые соцвыплаты для поддержки пенсионеров по распоряжению Президента или Правительства РФ, а также выплаты в виде государственной материальной помощи, в т.ч. по соцконтракту (ст. 101 Закона № 229-ФЗ).
Если пристав обратил взыскание на такие доходы, нужно подавать жалобу старшему судебному приставу, в прокуратуру или в суд.
Верховный суд РФ напомнил, что и с вклада пенсионера тоже нельзя удерживать долги, если там хранятся деньги из перечня неприкосновенных доходов.
Из пенсии по старости, по инвалидности и других доходов пенсионера могут удерживать до 50% (ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Но если пенсионер подаст приставу или банку (если он удерживает по исполнительному документу напрямую, без распоряжения пристава) заявление о сохранении ему пенсии на уровне прожиточного минимума (ст. 69 Закона № 229-ФЗ), тот обязан соразмерно сократить процент удержания или же вовсе снять его, если пенсия и так не превышает прожиточный минимум (напомню, что здесь применяется значение минимума по РФ для трудоспособного населения — т.е. 13 793 рубля).
Но только лишь деньгами дело не ограничивается: если денег у пенсионера недостаточно для погашения долга, пристав может обратить взыскание на остальное его имущество (описать его, арестовать и выставить на торги).
Однако он должен считаться с перечнем имущества, которое закон запрещает изымать у должников (ст. 446 ГПК РФ). Сюда входят:
— предметы обычной домашней обстановки и личные вещи должника (кроме драгоценностей и предметов роскоши — их могут продать в счет долгов).
Как показывает судебная практика, к обычной домашней обстановке относят предметы, без которых жизненно нельзя обойтись (холодильник, кухонная плита, посуда, кровать и т. д.).
Есть примеры, когда приставы арестовывали сантехнику и даже межкомнатные двери в квартире — но суд признал их неотъемлемой частью жилого помещения и исключил из описи (ВС РФ, определение № 45-КАД20-9-К7),
— имущество, которое необходимо должнику для профессиональной деятельности — если оно не дороже 10 000 рублей.
К примеру, пенсионеру должны оставить компьютер, если он на нем работает и его стоимость не превышает указанный порог,
— продукты питания стоимостью до одного прожиточного минимума (на самого должника и его иждивенцев, при наличии таковых),
— домашний скот, птица, пчелы (в т.ч. корма и хозпостройки для их содержания), семена, а также топливо для приготовления пищи и отопления (но в то же время компенсации, которые получают некоторые льготники на закупку дров на зиму, не освобождаются законом от взысканий),
— домашние животные (если только они не используются в предпринимательской деятельности) — т. е. породистую кошку или собаку пенсионера теперь запрещено продавать за долги,
— специализированный автомобиль для передвижения инвалида, а также необходимые ему технические средства реабилитации,
— призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награждался должник,
— единственное жилье (вместе с земельным участком, на котором оно находится). Хотя по этому поводу следует сделать несколько оговорок.
Во-первых, единственное жилье могут изъять, если оно в ипотеке, а выплата банковского кредита просрочена.
А во-вторых, с учетом мнения Конституционного суда РФ, единственное жилье теперь все же могут продать в счет уплаты долгов, если оно намного превышает их стоимость и при этом есть факты, свидетельствующие о несоразмерности доходов должника его обязательствам перед кредиторами (подробнее об этом здесь).
В закон пока поправки не внесли, но постановление КС РФ уже применяется (от 26.04.2021 № 15-П). Поэтому запрет на обращение взыскания на единственное жилье за долги действует с учетом этих исключений.