Нашёл «корабль-призрак» на Волге — это заброшенный десантный корабль МДК-106. Посмотрите как он выглядит!
Солнечное осеннее утро разносит по окрестностям лодочной станции первые опавшие листья. Золотая пора в том году наступила немногим раньше привычного срока и уже в конце сентября большинство деревьев окрасилось яркими тёплыми оттенками.
Тем временем пристани постепенно начинают подтягиваться счастливые обладатели яхт и водных мотоциклов, желающие насладиться последними солнечными днями в акватории Волги и многочисленных мелких речек вокруг.
Заранее договорившись о прогулке, мы стоим около пирса в ожидании лодочника. Несмотря на то, что я всю жизнь, так или иначе, провёл в крупных городах с прямым доступом к реке, каждый выход на воду является для меня значимым событием.
Цель мероприятия расположена достаточно близко и путь займёт не более десяти минут, однако даже такое скоротечное плавание способно подарить большое количество положительных эмоций и возможность взглянуть на ставший родным город с непривычного ракурса.
Хозяин лодки высаживает нас на удобном песчаном побережье небольшого острова, со всех сторон омываемого протоками. Доступ на этот клочок земли, плотно заросшего смешанным лесом, большую часть времени возможен только по воде. Пешком можно подойти только зимой. Высадив последнего пассажира лодочник предупреждает, что вернётся через час, поэтому времени на осмотр заброшенного судна у нас не так много, с учётом того, что до него ещё надо пройти около триста метров через густую растительность.
Бывший малый десантный корабль нашёл своё последнее пристанище в этом странном месте. Ближайшая стоянка грузовых барж и кораблей, осуществляющих пассажирские перевозки из города на другой берег Волги, находится достаточно далеко. Место зимовки небольшого частного транспорта расплодилась в радиусе одно-двух километров, поэтому брошенный корабль буквально выглядит как севшее на мель судно, которому не повезло во время шторма быть выброшенным к берегу.
Проект МДК-106 предназначен для транспортировки тяжёлой военной техники и пехоты. По техническим характеристикам судно способно перевезти за один раз до двухсот тонн груза, эквивалентного двум танкам, десяти автомобилям ГАЗ-66 или 150 десантникам.
Необходимость в технике такого класса появилась по окончании Второй мировой войны, имея в виду печальный опыт высадки морской пехоты в Крым для помощи в обороне Севастополя. Советские войска несли большие потери из-за невозможности доставить к побережью необходимое количество танков, автотранспорта и тяжёлой артиллерии.
Разработка десантного корабля велась в конце 50-х годов прошлого века. Кроме военно-морского флота, который начали комплектовать готовыми МДК с 1963 года, судна поступали в эксплуатацию предприятий народного хозяйства в качестве «морской самоходной баржи». Всего было произведено около 60 единиц МДК-106, и чуть более 40 штук по усовершенствованным проектам 106К и 106КМ, которые обладали большей грузоподъёмностью.
МДК-106 стоит на мели почти 10 лет. За это время судно превратилось в металлолом, за ним давно никто не следит и нахождение его в свободном доступе на видном месте вызывает большие вопросы. Внутри вполне ожидаемо царит полная разруха: украдено почти все, что не прикручено. В немногочисленных каютах валяется мусор и остатки отделки салона, в моторном отсеке грустно стоят покосившиеся дизельные двигатели, весь пол покрутишь густым слоем масла и солярки.
В последние годы жизни корабль использовался в качестве гражданского транспорта, перевозя легковые автомобили и других пассажиров между Самарой и Рождествено. Очевидцы говорят, что последний раз прокатиться на военном судне можно было в конце нулевых.
Количество экземпляров немногим более ста штук нельзя в полной мере назвать массовом производством. Редкий военный десантный корабль вполне можно отбуксировать и приспособить под более приземлённые гражданские цели: кафе, ресторан или творческое пространство, пригодное для прогулок и притягивающее туристов. Однако стремительно возросший относительно рубля лом чёрных металлов может оказать решающий вклад в судьбу брошенного судна.
Честно говоря, печали о судьбе старой советской флотилии сейчас померкли из-за переживаний о судьбе новых, перспективных речных судов. Многие проекты были завязаны на импортные комплектующие и силовые агрегаты. (тут, кстати, заслуга СССР, что отдала на откуп немцам выпуск судовых моторов), а у нас экономическое давление в режиме соцсоревнования, дисциплина — кто пнёт побольнее. Товарищи, как у нас нынче обстоят дела с производством судовых дизелей? Из последних печальных новостей моторостроения мне запомнилось закрытие нижегородской РУМО, потом я уже не следил за данной отраслью…