Что сейчас переживший супруг может получить в наследство, если завещание было составлено на другого человека
О том, как ненадежно завещание, недавно нам снова напомнил Верховный суд РФ. На его рассмотрение поступил весьма любопытный спор: завещание отца было составлено в пользу сына, и только него, но, тем не менее, мать (переживший супруг) требовала признать свое право на долю в наследстве.
Это решение суда позволяет наглядно проиллюстрировать, что сейчас может получить переживший супруг в наследство, даже если завещание не на него.
В 1974 году женщина, будучи в браке, купила дом — оформлен он был только на ее имя. С мужем у них родилось двое детей: дочь выросла и стала жить отдельно, а сын привел жену в родительский дом.
Когда не стало главы семьи и открылось наследство, выяснилось, что несколько лет назад мужчина написал завещание, по которому все свое имущество он передавал сыну.
Но поскольку сын продолжал жить в доме родителей, а другого наследства не было — он даже не стал подавать заявление нотариусу для его принятия.
А вскоре мать потребовала от сына, чтобы он вместе с семьей (у него было двое несовершеннолетних детей) съехал из ее дома. По ее словам, она была вынуждена переехать из собственного жилья к дочери из-за конфликтных отношений с семьей сына.
Однако сын не разделил мнение матери о том, что дом принадлежит только ей — и в итоге по этому поводу разгорелся долгий судебный спор.
Что в итоге решил Верховный суд РФ?
Он согласился с мнением предыдущих инстанций в той части, что дом действительно принадлежит не только матери. Поскольку он покупался в период законного брака, это совместная собственность супругов (ст. 34 СК РФ).
Значит, даже при том, что дом оформлен только на мать, половина в нем принадлежала покойному отцу — и она должна была войти в состав его наследства.
В силу открывшегося завещания наследником этой доли должен был стать сын — тем более, что он фактически принял наследство отца, проживая в его доме. Если бы не одно «но»…
Мать давно перешагнула 55-летний рубеж и была пенсионеркой. Поэтому, с точки зрения закона, она являлась нетрудоспособной (ст. 8.2 Закона № 147-ФЗ).
А переживший супруг наследодателя, будучи нетрудоспособным на дату открытия наследства, имеет право на обязательную долю в наследстве.
То есть, даже при том, что все наследство завещано другому человеку, такому супругу все равно должны выделить определенную часть наследственного имущества.
Главный вопрос заключается в том, как рассчитывается эта обязательная доля.
Согласно ГК РФ (ст. 1148) обязательная доля составляет не менее половины от той части, которую получил бы нетрудоспособный супруг при наследовании по закону.
Впоследствии Пленум Верховного суда разъяснил, что это правило применяется в том случае, если по завещанию обязательный наследник ничего не получает, либо причитающаяся ему часть наследства меньше обязательной доли (п. 32 ПП ВС РФ от 29.05.2012 № 9).
С учетом всего этого, районный суд первой инстанции (с которым согласились потом в апелляции и кассации), разделил долю отца в доме напополам между матерью и сыном — т. е. по 1/4 каждому.
В итоге вместе со своей половиной мать стала собственницей 3/4 дома, а сын — только 1/4 (при том, что по завещанию ему полагалась 1/2).
И вот с этим Верховный суд РФ категорически не согласился, отменив все ранее вынесенные решения по этому делу.
Суды посчитали обязательную долю, исходя из того, что сын — единственный наследник по завещанию, и просто выделили матери половину от положенного ему наследства.
Но Верховный суд РФ напомнил, что прежде чем рассчитать обязательную долю, нужно выяснить, сколько получил бы обязательный наследник при наследовании по закону (если бы завещания не было).
В данном случае у отца было три потенциальных наследника по закону — это сын, дочь и их мать (вдова). Все они наследовали бы в равных долях — значит, получили бы по 1/6 от отцовской доли в доме.
Значит, при наличии завещания в пользу сына, мать, как обязательный наследник, должна получить половину от 1/6 — т. е. 1/12.
Согласитесь, что такой расчет кардинально меняет исход дела: мать получает 7/12 дома (с учетом своей супружеской доли), а сыну достается 5/12 (ВС РФ, определение № 127-КГ21-15-К4).
Таким образом, переживший супруг даже при наличии завещания не в его пользу по закону имеет право на:
— свою долю в совместно нажитом имуществе (ст. 1150 ГК РФ),
— а сверх того — еще на обязательную долю, если на дату смерти наследодателя он достиг предпенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин) или является инвалидом.
Размер обязательной доли зависит от того, сколько законных наследников имеется на дату открытия наследства.