Лейтенант Коломбо всегда был в моём списке вымышленных детективов на первом месте. Ни Пуаро, ни Холмс, ни Рик Касл, ни Ниро Вульв — вставьте любое имя. Никто из них не сравнится с этим парнем в помятом плаще. Потому что кроме наблюдательности и проницательности он единственный, кто не срывается в дешевый пафос, не прикрывается маской цинизма или неуместной иронии. Он не осуждает, и не превозносит себя. В общем, отличный парень, делающий свою работу.
Каждый фильм из цикла о лейтенанте был снят по одному шаблону: сперва нам показывали само преступление. И даже личность убийцы мы, зрители, знали с самого начала. После пролога начиналось расследование. В котором мы на протяжении часа-полутора наблюдали за тем, как надоедливый Коломбо расшатывает психику преступника, задавая кучу неудобных вопросов и отираясь по близости.
Наблюдать за этим всегда интересно и весело: Коломбо, прикидываясь простоватым следователем, создавал образ недалёкого полицейского, который сейчас вот немного поспрашивает, а потом его можно сбить с толку, пустив на ложный след. На то и расчёт: преступник обязательно совершит ошибку, и какая-нибудь деталь обязательно выдаст его. Битва умов всегда завершалась триумфом лейтенанта. В конце серии — монолог Коломбо о том, как он распутал дело. И почти обязательная сцена с задержанием убийцы.
Но есть три эпизода, которые радикально отличаются от всех остальных серий — по структуре, по тону, по характеру главного героя.
Первая такая серия — самый первый пилотный эпизод "Рецепт на убийство" (Предписание: Убийство) — он не является частью телевизионного цикла.
Стильная заставка!
И характер у Коломбо здесь отличается от привычного нам: он ухожен, аккуратен, серьёзен и очень суров. ЭТОТ лейтенант позволяет себе кричать на собеседников и его поступки в большей мере циничны. Одна сцена с выбиванием признания демонстрирует, насколько другой герой предстаёт перед нами.
Вообще, манера общения в данной серии — более вычурная и экспрессивная, нежели в других выпусках.
Дело в том, что сюжет "Рецепта на убийство" уже был знаком американскому зрителю — по театральной постановке, дешевому телеспектаклю и по книжным произведениям. Когда задумывался этот фильм, никто и не думал снимать сериал — создатели экранизации Ричард Левинсон и Уильям Линк просто радовались возможность адаптировать любимую пьесу для кино. Прежде, чем стать тв-фильмом, "Предписание – убийство" был пьесой, гастролировавшей в 1962 году. Кстати, в 2010 году пьесу вновь вернули на подмостки — и теперь театральный Коломбо выглядит так:
Дирк Бенедикт в роли Коломбо
"Не время умирать". Нет, это не история о Джеймсе Бонде — хотя название похоже. Завязка: у племянника Коломбо — беда: его невеста похищена. И проницательный дядя начинает своё расследование.
Необычный эпизод, в котором нет ничего, за что любят Коломбо: совсем иная формула, и кардинально другая атмосфера. В этом эпизоде нет "классического убийства", а за весь хронометраж лейтенант ни разу не пересекается с преступником.
Кроме того у Коломбо с собой пистолет — хотя тот его не использует.
Данная серия не является специально написанным для сериала сценарием. Сюжет основан на детективном рассказе из цикла Эда Макбейна "87 участок". В котором фигурирует совершенно другой персонаж. В какой-то момент историю решают сделать частью "Коломбо". Вот и получается такой контраст.
"Под прикрытием" ("Маскарад"). И снова у Коломбо при себе оружие. И снова — иная форма повествования. Это второй раз, когда в качестве основы используется произведение Эда Макбейна. На этот раз лейтенант работает под прикрытием в разных обличиях, чтобы раздобыть нужные сведения для поиска 4.5 миллионов долларов. Нетипичный сюжет для сериала, верно?
Ну и бонусом стоит отметить упомянутый выше телеспектакль, вышедший в 1962 году с совершенно другим обликом — Коломбо здесь сыграл оскароносный Томас Митчелл. Вот так он выглядел:
Самый первый экранный Коломбо