Все мы любим Робокопа. Это такой фильм, который до сих пор смотрится классно и может впечатлить.
Робокоп породил целую франшизу в виде нескольких продолжений, сериалов, мультсериала. Персонаж появляется в видеоиграх, он становится героем комиксов и прочих новеллизаций. Одним словом, культовый герой! и это не просто боевик, но социальная драма с философским подтекстом и рядом аллюзий на христианство.
Но его могло не быть. В один из моментов сценарий этого футуристического боевика даже попал в мусорную корзину. Туда его отправил сам Пол Верховен. По словам режиссёра, концепция фильма не впечатлила его. Более того, он отнёсся с неким презрением. Мол, это что, какой-то боевик?
Я прочитал несколько страниц, и выбросил сценарий. Текст был так далёк от того, что я делал ранее. Прежние фильмы были основаны на повседневности, но не на фантастике. Которая казалась мне чуждой.
Однако скептические мысли развеяла супруга Пола. Она сказала, что если посмотреть на сценарий под другим углом, то может получится нечто стоящее:
"…она почувствовала некие моменты, которые были близки мне. Такие как потеря себя, своего прошлого… Даже мои прежние фильмы, снятые в Голландии, не были боевиками — хотя они о войне. Меня больше интересовал философский подтекст. Я видел Робокопа немного схожим с образом Иисуса"
Как результат — Верховен стал копать в этом направлении: придал сценарию глубины, добавил аллюзий. Например, сравнение с Иисусом легко проследить. Гибель Мерфи — практически жертвоприношение, его перерождение в киборга. Если это покажется маловероятным и немного странными, то вспомните сцену, в которой Робокоп ходит по воде.
И нет, Верховен не был (по крайней мере в то время) религиозным человеком. Но всегда интересовался историей христианства. По его словам, привлекательной была именно художественная сторона образа.
После такого режиссёрского откровения сложно будет развидеть сравнение.