Недавно Мосфильм выложил комедию Эльдара Рязанова в HD-качестве. В связи с этим — обсудим ленту классика советского кинематографа. Тем более, что уделяется ему намного меньше времени, чем набившим оскомину "Гаражу", "Иронии", или "Служебному роману".
Сюжет: сотрудник фотоателье Орешников (в исполнении Евгения Леонова) мечтает о новом фотоаппарате за 400 руб. Штука дорогая, и можно только вздыхать, таращясь на витрину. Чтобы хоть как-то приблизиться к мечте, он берёт из рабочей коллективной "кассы взаимопомощи" деньги и покупает лотерею-облигацию, розыгрыш которой назначен на ближайшее время.
И, ясное дело, выигрывает. Куш составляет целых 10 тысяч рублей. Разумеется, коллеги начинают претендовать на выигрыш: ведь куплен билет был на коллективные средства! Но есть ньюанс: деньги в копилку, ту самую "кассу взаимопомощи" вносили далеко не все сотрудники: лишь сам Орешников да его коллега Алевтина — и та закинула лишь то, что заняла у Орешникова.
В рецензиях и отзывах часто пишут, что это своеобразное исследование темы жадности и алчности. А сам "Зигзаг…" является репетицией к "Гаражу". И на деле есть схожие моменты и мотивы: и там и там зритель наблюдает за тем, как приличные люди начинают вести себя неприлично — когда дело касается их личной выгоды. От этого в фильме ощущаются поучительные интонации, из-за чего кажется, будто смотришь большой выпуск "Фитиля".
А еще в обоих лентах присутствуют сцены коллективного собрания, где через прения сторон принимаются важные решения.
Но в "Зигзаге" есть важное отличие: наличие любовной лирики. Причём здесь не одна любовная история, а целых две — или даже три, как посмотреть. И вот главная мысль, которую я хочу выразить: именно эти нравоучительно-изобличающие сатирические элементы и портят "Зигзаг удачи". Если сместить акценты в сторону отношений, то получится весьма интересный ситком, в котором переплетаются несколько любовных линий.
Представьте, если изначально сделать отношения героев Талызиной и Евстигнеева — главными в фильме. Дать им больше экранного времени, сместив акценты на их странную пару. Ведь до чего яркие персонажи, и как замечательно сыграны! При этом даже не надо было бы убирать Орешникова с его облигацией и выигрышем — просто эта линия шла бы на фоне. Другим "любовным" сюжетам — тоже больше простора: отношения ренгенолога и его жены-блондинки тоже не безынтересны.
Но социальные аспекты, видимо, были важнее. И в результате Рязанов снял пусть и добротную, но весьма не сбалансированную комедию — типичную для того времени в советском кинематографе. Чем испортил хороший (и возможно, один из первых) советский ромком.
Почему испортил? Да потому что именно всей этой беготне с деньгами веришь меньше всего. Почти все сцены, связанные с выигрышем смотрятся натянуто и надумано: от момента, когда героя Леонова лишают выигрыша до финального "ограбления".
Для взрослого человека, знающего советские реалии фильм всё еще будет восприниматься понятным и привычным. А вот новому зрителю это будет попросту неинтересным — нет правдоподобности. Но перемемтив акценты, убрав "обличающий" тон — и будет вам бессмертное кино на все времена.