Содержание страницы
В этот раз я хочу рассказать вам про восемь впечатляющих «кладбищ кораблей» на территории нашей страны. От Охотского, до Балтийского моря разбросаны стоянки заброшенных, списанных или готовящихся к утилизации речных и морских судов, военных кораблей и подлодок.
Отличие наших подборок «заброшенных мест» в том, что материалы авторские и мы не просто показываем постапокалиптические снимки, но и указываем актуальность состояния мест для тех, кому захочется повторить маршрут.
Материал получился объёмный (как-никак через всю страну пронесёмся), поэтому присаживайтесь поудобнее — мы начинаем! Я постарался не растягивать текст чрезмерно и поэтому оставил в конце статьи ссылки на полные версии репортажей про каждое и описанных из мест.
1. Камчатка (Петропаловск-Камчатский)
Начнём с востока и отправимся на запад. Первым в нашем списке идёт «кладбище кораблей и подводных лодок» в одной из бухт столицы Камчатского края где утилизируют не только обычные, гражданские суда, но и время от времени пилят на металл подводные лодки.
Зрелище — не для слабонервных. Довольно тяжело видеть, как пускают на металлолом такие дороги и технически сложные вещи, что могли бы стать прекрасными музеями или притягивающими индустриальных туристов со своего мира кораблями-призраками. Как показывает опыт других стран, на «заброшках», тоже можно зарабатывать и некоторые вещи, действительно стоит просто оставлять на откуп естественным процессам разрушения.
Ну, а если без лирики, то у любой техники есть ресурс и рано или поздно она отправляется на свалку. Уникальным экземплярам действительно место в музеях, но если оставлять памятником каждый боевой корабль или подводную лодку, то очень скоро они станут никому не интересны.
Во всём нужно соблюдать баланс (хотя Камчатке любой туристический объект на данный момент будет не лишним).
2. Курилы (порт Северо-Курильска)
Кому-то может показаться странным, но несколько брошенных сейнеров в Северо-Курилске, на мой взгляд, прекрасно дополняют пейзаж. Если бы не они, то и фотографировать в этом сугубо утилитарном городке было бы нечего, а так хоть мрачная эстетика жизни после людей.
Кто-то скажет, что ржавые суда засоряют акваторию и портят облик берега, но если говорить о «вреде для моря», то тысячи тонн пластика намного вреднее, чем груды железа, что уже стали домом для сотен рыб, моллюсков и кальмаров. Единственную опасность могут представлять лишь запасы топлива в баках, но сейчас, уже поздно об этом думать.
3. Сахалин (Корсаков)
Посмотреть на кладбище кораблей возле города Корсаков можно двумя способами. Первый — это зафрахтовать лодку и посмотреть, пощупать брошенные суда самому, а второй, более дешёвый — это воспользоваться квадрокоптером и взглянуть на ржавые посудины опосредованно.
Запустить квадрокоптер, если опустить тот факт, что есть реальный риск его утопить (чайки не дремлют) — намного более бюджетный вариант. Его мы и выбрали и коптер, к счастью, благополучно вернулся на базу.
4. Дальний Восток (Хабаровский Край)
Пожалуй, самое необычное «кладбище кораблей» расположено на одном из заброшенных заводов, который в советские годы, выпускал военные катера. Нерожденные корабли так и застряли в сборочном цеху, мрачным памятником развалу СССР, положившему конец многим амбициозным проектам… Для сталкера, место потрясающее. Масштабы — впечатляют!
5. Байкал
Стоянка брошенных и расписанных яркими граффити рыболовецких судов на берегу озера Ольхон из всех «кладбищ кораблей», единственная, которая не вызывает и толики грустных эмоций. Во-первых, рыбную ловлю в уникальном озере стоит держать в строгих рамках, а во-вторых, суда стали прекрасными декорациями дополняющими особенную атмосферу острова. Когда брошенная техника становится арт-объектом, то и убирать её не нужно, ведь теперь она не мусор, а достопримечательность!
Снимки сделаны в 2016 году. Возможно, сейчас место выглядят иначе, буду рад комментариям со свежими фотографиями от тех, кто был на Ольхоне в прошлом году.
6. Пермский край
Байкал прекрасен, но самая масштабная и разнообразная стоянка списанных речных судов, по моему скромному мнению, находится в Перми на территории старого, советского судоремонтного завода.
Дебаркадеры, буксиры-толкачи, теплоходы и суда на подводных крыльях, но изюминкой этого полузаброшенного места стали не они, а закрытое речное училище. Именно оно, а не списанные ржавые посудины — это индикатор печального состояния речного судоходства на Урале.
Говорят, сейчас здание находится в намного худшем состоянии, но у нас сохранились снимки постапокалиптических интерьеров, до того как в них наведались вандалы и мародёры.
Ещё совсем недавно, брошенных судов было намного больше, но те, что стояли за территорией распилили на лом после того, как выросли цены вторчермет в 2020–2021 годах.
7. Башкортостан (Уфимский затон)
Переносимся западнее и южнее от Перми в столицу Башкортостана — город Уфу. Здесь, в затоне, на окраине судоремонтного завода стоят десятки ржавых, списанных судов — результат стремительной деградации речного судоходства в регионе. Постоянные финансовые проблемы у бывших собственников плавсредств вынудили продавать их по цене металлолома. Частники, затем пытаются перепродать их и если желающих не находится — «пускают суда на иголки».
Фотографии брошенных речных судов от 2014 года
Ожидающие своей участи старые советские суда разнообразны: от маленьких речных трамвайчиков до полноценных теплоходов и внушительного вида земснарядов. Состав флотилии-призрака постоянно меняется, так как что-то всё же продаётся, а что пилится на металлолом.
Списанный земснаряд в 2016-м
Если раньше, по территории «кладбища кораблей» можно было гулять спокойно, то теперь местные жители к гостям настроены крайне враждебно, по всей видимости, избыточное внимание к судам им надоело.
8. Калининград (окрестности Балтийска)
Завершаем наше путешествие через всю Россию в одной из балтийских бухт, где время от времени можно увидеть ржавые остовы списанных боевых кораблей. «Кладбище Кораблей» в Балтийске — чрезвычайно изменчивое место как по количеству и составу «экспонатов», так и по отношению к гуляющим около «заброшенных» корабликов туристов.
Если в 2016 году, зимой, можно было бродить относительно свободно, то в 2019 году, чтобы подобраться к кораблям Пылкий и Локса — пришлось включить всю харизму и обаяние, чтобы убедить, работников пустить прогуляться по территории и сделать пару кадров.
Помимо вышеперечисленного списка, есть многочисленные, единичные брошенные корабли (в Самаре, Крыму, Волгограде) и отдалённые стоянки судов на Русском Севере, до которых, мы пока не доехали. Растягивать пост сверх меры я не стал, материал и без того получился достаточно объёмным — в подробностях о каждом из объектов я рассказывал раньше.
Подробнее про каждое из мест читайте здесь (порядок соблюдён):
Как "умирают" подводные лодки? — приехали на Камчатку и увидели своими глазамиNordSkif & Co27 сентября 2021Такие разные Курилы: показываю "кладбище кораблей" и неземную красоту которая не достанется ЯпонииNordSkif & Co1 октября 2021В первый же день на Сахалине нас сразу отправили на кладбище… кораблей! ?⚓?NordSkif & Co8 сентября 2020В такие места не веришь, пока не увидишь своими глазами! — заброшенный судостроительный завод им. КироваNordSkif & Co4 июля 2021Удивительные заброшенные корабли у берегов Байкала!NordSkif & Co1 сентября 2018Где доживает свой век советский речной флот? — знаменитое "кладбище Кораблей в Заозерье "NordSkif & Co21 января 2021"Кладбище Кораблей" Что внутри рулевых рубок заброшенных судов?NordSkif & Co24 сентября 2019Заглянули внутрь заброшенного военного корабля перед утилизацией!NordSkif & Co5 июня 2019