— А возьмите там бронежилеты в аренду. Без них там нельзя по улицам ходить…
Такой совет дал мне один их подписчиков, когда увидел, что я еду в путешествие по Сирии. И когда затем увидел посты и видео, как мы познакомились в ресторане с местными девушками, как ходим среди местных по рынку и снимаем в разрушенных войной кварталах Хомса, чуть не впал в истерику:
— Вы с ума сошли? А потом МИДу за вас впрягаться.
Но действительно ли все так плохо в Сирии и мы вели себя в этом путешествии непозволительно беспечно, или человек просто пересмотрел телевизора и нафантазировал себе несуществующих опасностей?
Наверное, наилучшим образом на этот вопрос ответит эта небольшая публикация с неожиданным концом.
Само собой, никаких бронежилетов мы не арендовали и, если честно, я даже постеснялся задать такой дурацкий вопрос своему сирийскому знакомому, который помогал нам с бронированием отеля, маршрутом, документами и т.д.
Что-то мне подсказало, что такой вопрос может показаться ему и смешным, и даже обидным (ведь многие сирийцы немного комплексуют перед российскими гостями за то, как выглядит сейчас их страна, и неудобства, которые с этим связаны).
В общем, приехав после нескольких дней скитаний по глубинке поздно вечером в Дамаск, мы по-быстрому заселились в отель в старом городе и тут же отправились погулять по ночным улочкам: максимальная концентрация кошмара для того моего подписчика.
Один, второй, третий поворот, какая-то арка, какой-то узкий проход, и довольно быстро мы оказались уже не бойкой торговой восточной улице, а в дамасских подворотнях.
Темными их не назвать, но и освещенными тоже. Скорее мистическими и загадочными, т.к. редкие фонари очень эффектно добавляли визуальный эффект и рисували причудливые тени то на стенах, то на грязной мостовой.
Вообще, в старом центре Дамаска нет привычных по нашим городах дворов, поэтому все дворы здесь — это как раз подворотни. И не важно, что они узкие, что сюда могут запросто вылить помои или скребя стены проехать грузовик, в подворотнях собираются подростки, играют с мячом дети и устраивают свидания молодые парни с девушками.
Интересно, что никто из местных не пытается избегать этих тёмных подворотен, люди спокойно по ним ходят, в том числе и женщины с сумочками или пакетами продуктов. Спокойно, не перебежками.
И никаких бронежилетов, никаких опасений, что вырвут сумку.
Интересно, что я прекрасно помню, как в Брюсселе в самом центре многочисленные арабские парни прямо в центре, даже не в подворотных, постоянно задирали прохожих, причем днем, и женщины реально старались как можно быстрее пробежать мимо их компаний, крепко прижимая к груди сумочку.
А здесь ничего подобного нет. Компании совершенно спокойно сидят с кальянами или просто общаются, но никто ни к кому не задираются.
Но в какой-то момент, все-таки, некоторое жим-жим произошло. Мы вдруг увидели хвост стоящей в подворотне пробки, услышали вдалеке какие-то странные выкрики.
Грешным делом подумали, что, все-таки, впереди какая-то ситуацию, которую подразумевал тот мой перепуганный подписчик. И нам срочно нужно разворачиваться и уходить из этого места подальше.
Но …
… оказалось, что впереди просто чья-то свадьба. Прямо в подворотне. С песнопениями, гортанными выкриками, какими-то традиционными для местной культуры фишками.
Ну да, они перегородили проезд больше, чем на час, создав гигантскую пробку. Ну вот в Дамаске так, это их обычная жизнь.
Кстати, принявшись фотографировать свадьбу, мы, всё-таки, попали в переделку. Нас активно стали тащить в дом, на за праздничный стол как дорогих иностранных гостей, а мы пытались вежливо отказаться и ретироваться к себе в отель, ведь было уже довольно поздно.
Чуть не разгорелся международный конфликт!
Но в итоге нам пошли навстречу: налили красного вина, угостили лепешкой с какой-то ароматной специей и пожелали хорошо добраться до отеля…
В общем, по подворотням Дамаска можно совершенно спокойно гулять ночью, даже не думая о бронежилете. Как и днем, кстати, в чем мы убедились в последующие дни.
Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.