— Сколько в Сирии стоит литр бензина?
Казалось, самый простой и понятный вопрос, на который ты должен получить совершенно конкретный ответ. Но только не в Сирии.
Здесь у тебя уточнят:
— Субсидируемый или коммерческий?
— Если субсидируемый, то в рамках лимита или сверх его?
— Заводской или реплику самодельный?
И только когда ты конкретно по тому или иному пункту скажешь, какой конкретно бензин тебя интересуют, собеседник назовёт цену. Да, еще же и марку бензина нужно назвать, но это уже будет самый последний вопрос.
В общем, с бензином в этой стране всё очень весело, и почему столько много нюансов в таком понятном деле, как заправиться бензином, расскажу в тексте ниже.
Первое — далеко не все водители в Сирии заправляются бензином на привычных нам заправках.
В одной из недавних публикаций я уже затрагивал тему нелегального бензина в этой стране, рассказав о причинах этого явления и о гигантских масштабах торговли самодельным бензином. Которого «на рынке» чуть ли не больше, чем государственного с нефтеперерабатывающего завода.
Если вкратце, то основная нефтедобыча в Сирии находится в не совсем контролируемых правительством восточных районах страны. А та, которую более-менее власти контролируют, в Дейр-эз-Зор, нещадно разворовывается. По оценкам некоторых специалистов, налево уходит чуть ли не 80% добытой нефти, которую воруют и из нефтепроводов, и непосредственно с завода автоцистернами.
Часть украденной нефти продается за границу, а часть поступает дельцам, которые перегоняют нефть в самопальный бензин в кустарных условиях. Часто прямо на автотрассах, сразу же продавая свою продукцию.
На таких «заправках» литр бензина (а он без какого-либо октанового числа, просто «petrol») стоит от 450 до 600 фунтов за литр (13-18 рублей), в зависимости от плотности продавцов и наличия/отсутствия в данный момент дефицита бензина на государственных заправках.
Но таким бензином желает заправляться далеко не каждый, и тогда мы в перечне вопросов из самого начала рассказа выбираем «заводской бензин» и пытаемся разобраться, что такое субсидированный бензин и весь остальной.
Дело в том, что из-за сложной экономической ситуации сирийское правительство дает возможность всем своим гражданам покупать бензин дешевле рыночной цены.
Таким бензином можно заправиться на любой государственной АЗС, и один литр стоит 750 фунтов (22 рубля). Но есть один важный нюанс: в месяц каждый водитель может купить только 75 литров субсидируемого бензина.
Все, что свыше — уже по «не субсидируемой цене». Она намного выше — 2000 фунтов (59 рублей). А еще полгода назад не субсидируемая цена составляла 1300 фунтов (38 рублей), а субсидируемая — 475 фунтов (14 рублей).
Правда, с заводским государственным бензином частенько бывают перебои, на заправках моментально топливо становится в дефиците, образуются гигантские очереди на заправки, из-за чего приходится даже вводить квоты на заправку в одну машину. Как правило, 20 литров, причем, не важно — субсидируемых или нет.
Ну и еще существует хитрая «коммерческая» цена бензина.
Это когда и не субсидированный, и не субсидированный, и без каких-либо квот, но бензин при этом заводской.
Продают его прямо с бензовозов, которые можно увидеть стоящими прямо вдоль крупных трасс.
Бензин здесь дороже всего, зато никаких ограничений и по качеству намного лучше, чем у «самодельного».
Здесь за литр просят уже 2500 фунтов (73 рубля). Ну а если в этот момент вся страна стоит в очередях на заправки, а в руки отпускают ограниченное количество топлива, то цена может вырастать и до 3000 фунтов…
Следите за продолжением репортажей из послевоенной Сирии: каждый день на этом канале выходят новые материалы.