Совместное исследование SparkToro (новая компания основателя Moz Рэнда Фишкина) и Jumpshot показало, что органический CTR в поисковой выдаче Google на десктопах и смартфонах снижается в пользу платных кликов и готовых ответов – как в США, так и в Европе.
По мнению Фишкина, этот тренд связан с тем, что «Google перенаправляет большой процент трафика на свои собственные ресурсы и готовые ответы в SERP».
Десктопная выдача
На графике ниже сравниваются показатели американского и европейского рынков. Согласно представленным данным, в течение последних двух лет на десктопах наблюдается постепенное снижение органического CTR. Платные клики выросли умеренно, как и no-click запросы.
Мобильная выдача
В мобильной выдаче наблюдалось снижение органического CTR на 10%. Здесь этот тренд более выражен, чем в десктопной выдаче. В зоне UK-EU показатель органический CTR снизился с 45% SERP до 36,7%. При этом платные клики с 2016 года выросли более чем в два раза.
В США спад в органическом CTR был ещё более выраженным – с 40,1% до 20,7% всех SERP. Платные переходы также выросли более чем вдвое.
Очевидной причиной, почему CTR на десктопах снизился меньше, чем на смартфонах, является больший размер экрана и, соответственно, наличие большего пространства в SERP.
При этом в мобильной выдаче доминируют карусели, блоки с ответами и реклама. По многим запросам Google выводит четыре рекламных объявления, за которыми следует карта или блок локальной выдачи (по локальным запросам), а уже потом идут органические ссылки.
Между тем из отчёта непонятно, учитывались ли при анализе данные по взаимодействию пользователей с панелями знаний и блоками локальной выдачи, а также CTA-кнопками на панелях местных компаний. Также неясно, с каких позиций поступали органические переходы – другими словами, как далеко пользователи прокручивали мобильную выдачу.
По мнению аналитиков, в дальнейшем «реклама и ответы» продолжат доминировать в результатах мобильного поиска. Продолжит ли органический CTR снижаться теми же темпами, что и в последние два года, и где находится его «дно», прогнозировать сложно. При этом сайтам определённо будет всё труднее получать органический трафик из мобильной выдачи, считают эксперты.