По телеку тут шла позднесоветская драма Эльдара Рязанова — и решил (впервые) досмотреть до конца: раньше то и дело натыкался на фильм, но никогда он меня не цеплял.
Даже когда сам был школьником — никакого резонанса это кино не вызывало. Казалось бы, здесь чётко прописаны конфликты. Есть две стороны, два поколения, которые не понимают друг друга в меняющихся реалиях. Да и сама тема близкая подростку. В кадре — старшеклассники решают проблемы, которые волнуют практически всех в этом возрасте.
Так в чём дело? Что с фильмом не так? Сейчас многие кинутся строчить гневные комментарии типа "да это с тобой что-то не так, аффтар!". Но не спешите проявлять эмоции, попробую разобрать и объяснить.
В общем, мне стало интересно, и в этот раз досмотрел полностью. Что сказать? Теперь могу сформулировать, почему этот фильм всегда шёл мимо меня.
Первая претензия кроется-таки в непосредственно фабуле произведения. Одной стороне (детям) нужен ключ, чтобы подправить работы. Вторая сторона (училка), как робот, стоит на своём. Причём буквально как робот, который говорит заученные фразы. Даже когда в дом приходит гипотетический враг, и дело может обернуться печально — Елена Сергеевна ведёт себя не как педагог, который должен понимать контекст и быть психологом. Она просто встаёт "в позу". Любой настоящий человек, даже будучи упёртым в какой-то своей идеологии попытался бы "лавировать" в непростой ситуации.
Дети — аналогично. Так подростки себя не ведут — ни сегодняшние, не вчерашние. Поймите правильно: я рос в 90-е, и прекрасно знаю, на что была способна молодёжь в эти смутные времена. Жестокость, беспринципность — всё да. Импульсивность — тоже характерная черта времени. И реальные подростки в этой ситуации либо бы как-нибудь выкрутились и ретировались. Либо бы совершили нечто реально дикое — чисто на импульсе. Но они не стали бы зависать в таком вот состоянии, когда дело пахнет керосином. Хотя бы потому, что просто бы заскучали и потеряли запал. Это подростки!
Во всей этой истории есть что-то неестественное, что заставляет сказать: "да такого просто не может быть. Гротеск, не иначе!". И говорят здесь все очень странно. Идём к основной претензии: диалоги.
О, эти пафосные и неестественные диалоги! Дети ТАК не разговаривают. Они ТАК не рассуждают. Даже будучи весьма смышлёными, смекалистыми, дерзкими — всё это речи умудрённого жизнью человека, а не подростка. Это речи того, кто реально понимает, какие именно перемены маячат на горизонте. Весь фильм этот — всего лишь ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ диалог старшего поколения с самим собой. Сейчас объясню.
Знаете, эти ситуации, когда у тебя намечается с кем-то спор? И вот ты представляешь, что скажешь оппоненту при встрече. Придумываешь аргументы от его имени, и сам же их блестяще парируешь. Он в ответ пытается защищаться, а ты ему еще порцию ответов. Вот и этот фильм создаёт ощущение такого диалога-репетиции.
Но это все, видимо, претензии к первоисточнику. При этом хочется похвалить режиссуру Рязанова — здесь точно никаких нареканий. Эльдар Александрович демонстрирует своё мастерство начиная с первых кадров, когда ученики приходят в дом (еще пока все радостные и счастливые), а по телеку показывают репортаж про ураган: "В этот день ничто не предвещало опасности".