Содержание страницы
9 октября исполнилось 95 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева – советского и российского актера театра и кино, народного артиста СССР, причем народного не столько по званию, сколько по степени зрительской любви и по своей сути. Театровед, историк МХАТа Инна Соловьева говорила:
— Писали, что его роли дали срез народной почвы, стали коллекцией русских типов – это обеспечивалось не столько даже «простонародными» корнями артиста, его кровным знанием разнообразной социальной характерности, сколько органикой вживания, желанием и умением понять любого.
Добавьте описание
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АРТИСТА
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Горьком (ныне – Нижний Новгород). Его родители были простыми рабочими на заводе. Отец, Александр Николаевич, был металлургом, а мать, Мария Ивановна, – фрезеровщицей.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, он остался без отца, и чтобы обеспечить более-менее нормальное материальное положение себе и сыну, его маме приходилось работать в две смены. Через несколько лет она снова вышла замуж, и казалось, что жизнь потихоньку начала налаживаться.
Окончить семилетку Евгений успел до начала Великой Отечественной войны, и устроился работать электромонтером. Позже он поступил в дизелестроительный техникум, чтобы получить профессиональное образование. Ему нравилось учиться, он успевал по всем предметам, был среди лучших студентов, но через год, когда будущему актеру исполнилось 17, умер его отчим, и из-за нехватки денег Евгений бросил учебу и устроился на завод слесарем, где проработал 4 года.
Маленький Евгений Евстигнеев с мамой
Уже будучи рабочим, Евгений Евстигнеев продолжал интересоваться творчеством. Юноша увлекся музыкой и, обладая идеальным слухом, сам очень быстро освоил игру на гитаре, рояле, ударных и необычном инструменте – вилке, используя для занятий свободное время. Увлекшись джазом, он играл в любительском джаз-оркестре, с которым выступал на разных концертных площадках Нижнего Новгорода в свободное время. Он настолько виртуозно играл, что о нем начали говорить в музыкальных кругах города, и однажды на их концерт пришел директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Увидев выступление Евгения, тот понял, что перед ним настоящий артист-самородок и пригласил его на пробы. Евгений решил попробовать счастья, и придя по указанному адресу, прочел басню. Строгий, но справедливый преподаватель после прослушивания поздравил парня с зачислением в Горьковское театральное училище. Скептики сначала судачили о его льготном поступлении – ведь учебный год уже начался, Евгению не пришлось сдавать экзамены строгой приемной комиссии, а стать студентом ему помогла протекция директора. Но актерский талант Евстигнеева на первых же занятиях раскрылся настолько, что слухи сразу прекратились.
40-е годы
Сам же Евстигнеев даже после окончания училища продолжал сомневаться в своем таланте и считал, что полученного образования недостаточно. Поработав в драматическом театре имени А. В. Луначарского во Владимире, куда он попал по распределению, Евгений решил покорять Москву.
Он поступил во МХАТ, где его руководителем был П. Массальский, а однокурсниками – будущие прославленные артисты Олег Басилашвили, Галина Волчек, Татьяна Доронина, Михаил Козаков. При поступлении его зачислили сразу на третий курс, а во время учебы преподаватели часто выделяли его среди других студентов. Выделяли его и однокурсники.
Добавьте описание
ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ.
ЖЕНЬКА
«Солнце, весна, радость, любовь… студенчество, одним словом. Наши глупые молодые головы гордо реют над толпой. Еще бы: мы – студийцы прославленной Студии МХАТ, у нас на груди значок с белоснежной чайкой, мы почти ежевечерне протираем единственные штаны на знаменитых ступеньках бельэтажа МХАТа, мы вхожи в кафе «Артистическое», где бульон и пирожки с мясом…
… Мы замечательно вдеваем отсутствующую нитку в отсутствующую иголку, вворачиваем отсутствующую лампочку в отсутствующий патрон, мы учимся жить правдой физических действий, наша общая гордость – этюд «Уборка урожая в колхозе», где отсутствующими вилами швыряем мы отсутствующие снопы…
… Мы делаем этюды «на общение», пытаясь без слов передать мысли партнеру, впадая от напряжения в полуобморочное состояние…
Мы – это студенты курса, руководимого Массальским, педагогами Вершиловым и Комиссаровым, мы – это группа юношей и девушек, бедно одетых, полуголодных, полупьяных от сознания причастности к великой тайне Художественного театра.
Добавьте описание
Позднее в этой толпе счастливых щенят появляется новая, весьма странная фигура. Это худющий, костлявый, почти лысый человек с зеленоватым от недоедания лицом. На человеке этом – вечно один и тот же неопределенного цвета ветхий пиджак и почти прозрачные от древности, поблескивающие на коленях штаны.
Возраст – значительно старше нашего. Женька Евстигнеев.
Он уже несколько лет работал в театре в провинции. Даже играл в джазе. В отличие от нас он знал, что такое сцена, помнил успех, овации, поклонение зрителей.
– Зачем тебе учеба, Женька?!
– Хочу стать настоящим артистом.
С его приходом наши успехи во втыкании отсутствующей иголки в отсутствующую пуговицу сильно потускнели.
Скучно было ему этим заниматься. Но когда он делал этюд, не просто потел от натуги, а, не особенно заботясь о точности движений, неожиданно являл какого-то другого человека, странного, к примеру – одинокого близорукого холостяка, всем телом пытающегося помочь непослушным рукам соединить нитку с иголкой.
На уроках вокала мы старательно демонстрировали наши успехи в постановке голоса, тщательно выпевая незатейливые мелодии, а Женька в песенке об Анри Четвертом, не особенно задумываясь о вокале, возьми да и сыграй этого самого Анри – пьяницу, бабника, жизнелюба, на глазах превратясь из костлявого Женьки в вальяжного повесу, до макушки наполненного пленительным бургундским…
Да, скучновато ему, видимо, было заниматься школярством, но он решил освоить всю азбуку актерской мхатовской школы и работал всерьез на всех дисциплинах, хотя и подхулиганивал постоянно.
Однажды я дико заржал на занятиях по танцу: Женька за спиной у Марии Степановны Воронько, погоняемый ее обычной командой: «И-и-и, кретины! Пошли! И-и раз и-и два!» – вдруг изобразил такого радостного идиота с окостеневшей ногой-кочергой, старательно-нелепо подпрыгивающего в своих широких сатиновых трусах – и все мимо, мимо такта, – что я свалился, рыдая, от приступа неудержимого хохота.
Он и хулиганил талантливо, а попадало мне, потому что я ржал, а он неодобрительно покачивал головой, превращаясь в педантичного, преданного делу тихого студента.
Но что-то заставляло его все чаще уходить в себя, замыкаться, быть внутренне сосредоточенным на чем-то очень важном и непонятном для нас… Что это было? Не знаю… Может быть, сознание необходимости и трудности достижения цели, идеала, зовущего его?
Добавьте описание
Наш незабвенный Борис Ильич Вершилов сказал ему: «Женя, вы готовый прекрасный артист, но для того, чтобы стать артистом мхатовской школы, вы обязаны содрать с себя все провинциальные штампы, почувствовать радость от действия, а не от восторгов зрителей, научиться не захлебываться талантом… Это большая работа».
И, видимо, эта постоянная внутренняя работа и заставляла его уходить в себя, отдаляться от нас…
А я упивался поэзией сегодняшнего дня, ничуть не смущаясь при мысли о будущей прозе».
В 1956-м, в 28 лет, Евстигнеев получил диплом о втором высшем театральном образовании.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
В 1955-м году Евстигнеев с сокурсниками организовали театр «Студия молодых актеров», который с 1957-го стал известен под названием «Современник». Дебютной работой талантливого актера в этом театре стала постановка «Вечно живые», в которой он играл Чернова.
Добавьте описание
Все пятнадцать лет, что отдал «Современнику» Евстигнеев, у Евгения были яркие, самобытные персонажи второго плана, которых еще на премьере запоминал зритель, но практически не было главных ролей. Самой лучшей работой актера, раскрывшей всю многогранность его таланта, считалась роль Короля в постановке «Голый король», а одной из последних стала роль Дорна в спектакле «Чайка».
В 1971-м году из «Современника» во МХАТ ушел актер Олег Ефремов, лучший друг Евгения, а вместе с ним ушла почти вся труппа, в том числе и Евстигнеев.
Во МХАТе Евгений дебютировал в роли Володи в постановке «Валентин и Валентина». Столичные театралы сразу оценили силу обновленной труппы театра и раскупали билеты на все спектакли, которые проходили при полных залах.
Добавьте описание
В 1980-м году, когда здоровье актера первый раз напомнило о себе первым инфарктом, врачи порекомендовали Евстигнееву всерьез заняться лечением, прекратив театральную деятельность. Но уже через год он снова вернулся в бешеный ритм театральной жизни.
В 1990-м Евстигнеев играл в постановках Театра Антона Чехова, в 1991-м выступал на сцене АРТели АРТистов. Позже артист за новые роли не брался – боялся, что не выдержит больное сердце.
За всю свою жизнь на театральной сцене Евстигнеев сыграл свыше сотни ролей, любимых зрителями и высоко оцененных критиками.
КАРЬЕРА В КИНО
Дебютировал в кино Евгений Евстигнеев в 31 год, будучи уже вполне состоявшимся артистом театра, в 1957 году в картине «Поединок», сыграв второстепенную роль. Ему понравилось сниматься, но слишком плотный график в театре практически не оставлял времени на серьезную работу в кинематографе, поэтому в 50-е и 60-е годы снимался он мало и в эпизодических ролях, которые его талант делал яркими и запоминающимися. Но он все-таки мечтал о главных ролях в кино.
Добавьте описание
По-настоящему знаменитой Евгения Александровича сделала роль начальника пионерского лагеря Дынина в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964 год). И уже через год Евстигнеев получает новую главную роль – Петра Гарина в фильме «Гиперболоид инженера Гарина», завоевавшем на кинофестивале в Италии награду «Золотая печать города Триеста».
До 80-х Евстигнеев успел сняться в картинах, которые стали лучшими во времена Советского Союза. Это был «Золотой теленок», «Скверный анекдот», «Достояние республики», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «По семейным обстоятельствам».
Добавьте описание
Отдельно в биографии великого актера стоят комедии режиссера Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи» и «Невероятные приключения итальянцев в России», где Евгений Александрович сыграл характерные, очень запоминающиеся и полюбившиеся зрителям роли второго плана.
В 1983 году Евстигнеев смог раскрыть на экране свою главную страсть, сыграв в музыкальной комедии «Мы из джаза», а через два года исполнил роль мастера чечетки в картине «Зимний вечер в Гаграх». Он с детства очень любил джаз и собрал огромную коллекцию пластинок, которые покупал у спекулянтов по бешеным ценам или привозил из-за границы. Он мог часами слушать Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Тома Джонса, Фрэнка Синатру, и когда ехал в машине, всегда ставил любимую кассету, отбивая ритм на руле.
Добавьте описание
В 80-е Евстигнеев чаще снимался в исторических картинах, сменив комедийные роли на более серьезные – секретаря райкома партии в фильме «В городе хорошая погода», канцлера Бестужева в фильмах «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!», партийного деятеля Михаила Калинина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».
В 1988 году Евгений Евстигнеев сыграл профессора Филиппа Филипповича Преображенского в фильме «Собачье сердце», за которую в 1990 году получил государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Добавьте описание
Вплоть до самой смерти Евгений Александрович активно снимался, и его последней работой стала роль Ивана Грозного в мини-сериале «Ермак», вышедшем уже после его кончины.
— Из джаза Евстигнеев вынес чувство ритма и вкус к партнерству, – писала театровед, историк МХАТа Инна Соловьева. – Он ценил легкость, интенсивность репетиционного процесса – в сердцевинку образа он попадал мгновенно, импровизировал «в образе» свободно.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ТРИ ЖЕНЫ ЕВСТИГНЕЕВА
В личной жизни Евгения Евстигнеева было много влюбленностей и женщин, а официальных браков – три. Первой супругой стала сокурсница в МХАТе Галина Волчек, с которой он познакомился в 28 лет. Сначала актриса не обращала внимания на Евгения, но он упорно ее добивался. Они поженились в 1955 году, через шесть лет у супругов родился сын Денис, который также работает в киноиндустрии — он оператор, режиссер и продюсер.
Евгений Евстигнеев и Галина Волчек
В 1964 году супруги развелись из-за увлеченности артиста коллегой Лилией Журкиной, которая была младше его на 11 лет и стала второй женой Евгения. На тот момент Галина Волчек руководила театром «Современник», и Лилия была вынуждена уйти из театра, тогда как Евгений Александрович продолжил службу в нем. В 1968-м в семье родилась дочка Мария, которая сейчас работает в «Современнике» и замужем за актером Максимом Разуваемым.
Евгений и Лилия прожили вместе 20 лет, но в итоге их брак распался. Лилия была не востребована в профессии, часто ревновала мужа к его успеху, устраивала скандалы, у нее появились проблемы со здоровьем неврологического характера, которые усугубило то, что она начала пить. Евстигнеев пытался лечить любимую жену у разных врачей и в разных клиниках, но безуспешно – в возрасте 48-ми лет Лилия умерла. Ее смерть стала причиной второго инфаркта у Евстигнеева.
Свадьба Евгения Евстигнеева с Лилией Журкиной
Вдовцом Евгений пробыл недолго – меньше чем через год он встретил свою третью жену, Ирину Цывину. На тот момент ей было всего 22, тогда как ему – 59. Они были счастливы, но их счастью судьбою был отмерен короткий срок – всего шесть лет. Они мечтали о ребенке, но после выкидыша Ирина больше не предпринимала попыток забеременеть. После смерти Евстигнеева Ирина вышла замуж, родила сына и назвала его Женей – такова была последняя просьба актера перед смертью.
Евгений Евстигнеев с Ириной Цывиной
ПОВЕРИЛ В СВОЮ СМЕРТЬ
Однажды, в последний год его жизни, молодая сотрудница МХАТа подошла к Евстигнееву после спектакля «Игроки-ХХI» со словами восхищения. Внимательно и серьезно выслушав искренние слова вчерашней студентки, Евгений Александрович улыбнулся:
— Эх, не видели вы меня, деточка, тридцать или хотя бы десять лет назад! Когда я играл в полную силу. А теперь… — Евстигнеев показал рукой на сердце, — мотор не позволяет, врачи сказали беречь. Но знаете, чем хороший артист отличается от плохого? У плохого три штампа, у хорошего триста тридцать три. А у меня, – тут Евстигнеев посмотрел хитро, — триста тридцать три тысячи с хвостиком. Как у профессионального взломщика сейфов – чемодан с разными фомками и отмычками.
Добавьте описание
Но актер лукавил – он свое сердце совершенно не берег, работа на износ привела его к двум инфарктам, но Евгений Александрович все время откладывал обследование в больнице. И лишь когда услышал о композиторе Микаэле Таривердиеве, который после проведенной ему операции на сердце уже на четвертый день бегал по лестнице, в 1992-м году решился обратиться к лучшему в Лондоне хирургу Терри Льюису. Деньги на обследование артиста и на операцию выделил министр культуры СССР Н. Губенко. Евгений Александрович надеялся на эту операцию – он хотел быть здоровым, у него было много планов на творческую и личную жизнь.
Евгений Евстигнеев не дожил до операции, назначенной на 5 марта, всего один день – 4 марта у него случился сердечный приступ, который и привел к смерти.
На самолете тело Евгения Евстигнеева доставили в столицу. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище.