Одна из самых известных комедий Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» вышла на экраны в апреле 1967 года.
Идея фильма родилась из прочитанной Гайдаем в одной из газет истории о том, как влюбленный джигит в закавказской республике похитил девушку. Следом за Гайдаем газетными статьями о кавказской традиции выкупать и продавать невесту вдохновились два сценариста – Яков Костюковский и Морис Слободской…
Занимательные факты о съемках легендарной комедии – в нашей статье.
1. Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие». За снежного человека, чтобы сбить со следа милицию, себя должна была выдавать троица Трус, Балбес и Бывалый.
2. В фильме должно было быть очень оригинальное начало, придуманное Гайдаем и Никулиным: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. А Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм». Но советская цензура отчего-то запретила такое вступление.
3. Хотя на экране действо происходит на Кавказе, большую часть фильма снимали в Крыму, близ Алушты. Но в фильме есть кадры с Кавказа – с Красной Поляны (спасение Шурика из горной реки), и из Абхазии, из окрестностей озера Рица (сцена похищения Нины).
4. Съемки начались 22 апреля 1966 года, в частности, со сцены с выпивающим Шуриком, слушающим тост про одну «маленькую, но очень гордую птичку». Пока Гайдай не увидел ту реакцию Шурика на тост, которую и хотел под реплику «Птичку жалко!», пришлось снять не меньше 5 дублей.
5. Много смешных моментов в фильме придумывались на ходу. Говорят, Гайдай выдавал по бутылке шампанского за каждую удачную шутку. В итоге Юрий Никулин «заработал» больше всех – 24 бутылки, Моргунов – 18, а Вицин – только одну, но его, как непьющего, и не интересовало ни шампанское, ни другой алкоголь. Зато именно он стал автором знаменитой сцены, где Трус начинает биться в конвульсиях, стоя на дороге между Балбесом и Бывалым. Он же придумал момент, когда его герой пугается платка, который роняет убегающая Нина. Еще в фильме изначально не было многих крылатых фраз, которые потом разошлись на цитаты. Например, в сценарии не было слов товарища Саахова «Шляпу сними», а также реплики Вицина: «Чей туфля? Ой, мое. Спасибо».
6. Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду», «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке». Леонид Гайдай принялся убеждать его, что они вместе переделают сценарий и внесут в него массу собственных трюков.
7. Кабриолет, на котором ездила троица – «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина. На момент съёмок она была основательно переделана: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
Этот автомобиль потом изобразили на памятнике Никулину возле цирка в Москве на Цветном бульваре.
8. Сцена с Шуриком в спальном мешке в горном потоке – реальная! Конечно, его должны были аккуратно пустить по воде, но помощники не доглядели, а камеры были включены. Так что опасные кадры вошли в фильм.
На роль Шурика пробовался Олег Видов
9. Когда Шурик пытался залезть в спальный мешок, Наталья Варлей в образе Нины должны была рассмеяться и сказать «А спать вы стоя будете?», но ей никак не удавалось расслабиться. Тогда Гайдай попросил помощи у Вицина, Никулина и Моргунова. Они за кадром стали смешить актрису, дружно задрали майки и стали чесать свои животы. В итоге хохотала не только Варлей, но и вся съемочная группа.
10. Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино, что соврала, что умеет плавать. И Наталья Варлей сама ныряла за Шуриком в реку, температура воды которой была градусов 5, а дублей этой сцены было снято несколько!
11. Поэтому и тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным – вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
12. Наталья Варлей, как циркачка, все трюки выполняла сама: водила две машины, спускалась со скалы на веревке и прочее.
13. Кстати, маленькая хитрость была и в сцене Нины с осликом. Девушка держала в руках платок, под которым скрывалась леска, тянущая за ней животное.
14. Известную песню Нины про медведей Варлей хотела петь сама, и режиссер ей позволил, но сказал, что в фильм войдет лучший вариант. И выбрал исполнение Аиды Ведищевой. Но потом пожалел: ее голос звучал слишком профессионально и по-взрослому для юной студентки.
15. Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…»
16. У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину – «пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
17. Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей – редкий экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы – во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
18. Сцену с огромным шприцем для Бывалого придумал Никулин. Реквизит он принес из цирка. В кадре снимали крупным планом лицо, а сзади между ног Моргунова поставили табуретку, вместо сидения – подушка, а под табуреткой лежал сам Никулин. Когда игла входила в подушку, Юрий ловил ее перчаткой и держал, поворачивал влево, вправо. Несмотря на все меры предосторожности, Моргунов сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
19. Сцена, где у Труса голова поворачивается на 180 градусов, естественно, смонтирована. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, – камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся – камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
20. В сцене с пивом трезвенник Вицин категорически отказался от пива и требовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены. В итоге ему все же пришлось выпить целую кружку настоящего пива.
21. Троица Вицин – Моргунов – Никулин распалась на съемках этого фильма. Артисты и так не дружили. А тут еще Моргунов почувствовал себя звездой и вести себя начал соответственно. Однажды на просмотр привел подружек, они выпивали и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.
22. В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года (часть «Сказки русского леса»).
23. Эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!», цензура забраковала. Но Никулин нашел выход: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на одного партийца.
24. В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу – «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
25. Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик – довоенное шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, производства которого приходилось ещё на довоенный период – 1938-1945 годы. В период, когда снимался фильм, таких автомобилей на улицах советских городов уже практически не осталось.
26. Несмотря на то, что роль товарища Саахова с самого начала была написана для Владимира Этуша, актер не хотел сниматься в этом амплуа – ранее он уже сыграл «южного человека» в фильме «Время летних отпусков» и не хотел тиражировать этот образ. Однако Гайдай уговорил актера, и в итоге Этуш согласился на работу.
27. Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта:
1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)
2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г.», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально.
28. А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков, и почему-то посчитал, что появление в картине Саахова – скрытая издевка над ним, и потребовал заменить фамилию. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм! А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте – 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
29. Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стало своеобразной достопримечательностью Крыма, и получило название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
30. Кстати «Орех Никулина» и другая крымская достопримечательность – большой прямоугольный камень из фильма Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
Демерджи, орех_Никулина
31. Кроме Варлей на роль Нины пробовались и другие актрисы. Кандидаток были чуть ли не сотни. Вот только некоторые из них:
Наталья Кустинская