"Why I fly?" – так именуется серия небольших видеороликов, которую Microsoft выпускает в рамках рекламной кампании Microsoft Flight Simulator, приуроченной к запуску игры на консолях семейства Xbox. Действительно, причины, по которым можно рваться в небо, у каждого будут свои, и именно эту идею преследует последняя итерация одной из старейших игровых серий, начало которой было положено еще в 1982 году. Игра вышла в середине 2020 года на персональных компьютерах, но мы поговорим о ней сегодня, когда она стала доступна на всех платформах от Microsoft, а также получила множество контентных добавок.
Итак, Microsoft Flight Simulator, как и прежде, целиком и полностью сосредоточена на тематике гражданской авиации, до мелочей передавая специфику не только полета и управления воздушным судном, но и всего процесса в целом, начиная от предполетных подготовок (в игре даже есть отдельное достижение, выдаваемое за запуск двигателей Airbus A320neo без ИИ-помощника) и заканчивая послепосадочным рулением на вспомогательную полосу к месту стоянки.
На данный момент игра содержит 30 самолетов (10 из которых, правда, входят в состав более дорогих изданий). Авиапарк довольно разнообразный. Здесь вы найдете как сверхлегкие аппараты наподобие Icon A5, так и огромные пассажирские лайнеры, вроде Boeing 747. Беспокоиться не стоит – все они доступны сразу без необходимости покупки или разблокирования. Но на этом не все. В вопросах симуляции студия Asobo, нынешний разработчик Microsoft Flight Simulator, пошла еще дальше. Авторы дали игрокам доступ ко всей планете, используя информацию со спутниковых карт Bing Maps, а также облачную платформу Microsoft Azure. Шаг, безусловно, беспрецедентный.
Подумайте только: вы можете прямо сейчас оказаться в любой без исключений точке земного шара. И это не какая-то условная галочка в рекламной кампании, а реально работающая механика, которая открывает перед игроком многие возможности, которые ранее были просто немыслимы (хотя бы из-за банальных ограничений дискового пространства). И речь идет не только о топографической достоверности – игра загружает метеоданные, а также учитывает реальное время. Так что если вы отправитесь, скажем, посмотреть на Париж с высоты птичьего полета, то выглядеть он будет именно так, как выглядит в данный момент в нашем с вами мире. Безусловно, не стоит ждать стопроцентно безошибочной реализации такой сложной технологии. Ошибки встречаются, и большая часть заметна при очень низком полете в городах. Дело в том, что высоты ландшафта, а также внешний вид зданий дорисовывает нейросеть, поэтому визуально многие строения в игре будут отличаться от своих реальных прототипов по причине недостатка исходных данных (спутник видит только крышу вашего дома). Но с этим разработчики постепенно справляются, выпуская регулярные обновления для игры, в которых вручную дорисовывают различные географические регионы, да и над значимыми и широко известными лендмарками они также потрудились отдельно, так что какой-нибудь Тауэрский мост выглядит именно так, как должен.
Надо ли говорить, какие перспективы такой подход к реализации внутриигровой карты открывает для игроков? Ваша цель в Microsoft Flight Simulator может быть любой: скрупулезный 12-часовой перелет через Атлантику, посещение знакомых или исследование новых мест, экскурсионный полет по мировым достопримечательностям или же проверка навыков пилотирования посадкой в самых опасных воздушных портах мира – не важно, игра не ставит перед вами игровых ограничений или сводит их к минимуму.
Странно, конечно, получилось, что в обзоре на симулятор полетов непосредственно о самих самолетах мы говорим только во вторую очередь, но здесь, тем не менее, заслуг у игры не меньше. Microsoft Flight Simulator с похвальным тщанием воссоздает процесс управления летательными аппаратами. Различных настроек и регулировок действительно много. И если основные из них, вроде управления закрылками, рулями, триммерами и оборотами двигателя, вполне доступны неподготовленному игроку, то многое другое для человека, не имеющего познаний в области авиации, остается "за кадром". В особенности это касается крупных пассажирских самолетов, приборная панель которых имеет столько различных кнопок и датчиков (и большая часть из них полностью функциональна), что я даже затрудняюсь вспомнить их название, не говоря уже о функционале. Так что добро пожаловать на YouTube – узнавать, как правильно регулировать состав топливной смеси и на что это влияет.
Но не стоит пугаться – игра предполагает, что не каждый, кто за нее садится, имеет лицензию пилота, и предлагает довольно гибкую систему настройки сложности игрового процесса. Здесь вы можете переложить многие рутинные задачи (вроде общения с диспетчером, запуска вспомогательных систем самолета, триммирования и так далее) на плечи ИИ, который еще и в дальних перелетах управление возьмет на себя, отрегулировать вероятность отказов двигателя, влияния критических перегрузок на самолет, а также оградиться от ошибок, результатом которых будет сваливание. В итоге ничто не мешает вам просто полетать полчасика, лишь направляя самолет в нужную сторону – даже взлетать не нужно, вы можете начать полет уже в воздухе. С другой стороны, авианерды также будут довольны, проводя лишние полчаса за предполетной подготовкой и рулением на нужную ВВП.
Что касается режимов игры, то их несколько: режим обучения, свободного полета, экскурсии и челленджи на посадку в различных условиях. В свободном полете вас выпускают на все четыре стороны с полной свободы действий. Выбираете самолет, точку отправления в любом аэропорту или место на карте, чтобы стартовать уже в воздухе, а также пункт назначения, если таковой вам нужен, и вперед, точнее в небо. Экскурсии предлагают посетить ту или иную географически значимую локацию под спокойную, но оттого не менее эпичную музыку. Правда, немного расстраивает довольно скромный выбор экскурсий, но мне кажется, что это предмет будущих обновлений и контентных дополнений. А задания на посадку предлагают опробовать и потренировать свои навыки в нескольких группах ивентов, объединенных по общему признаку – обычные, ничем не примечательные приземления чуть ли не по прямой, посадка в сложных метеоусловиях или же посадка в опаснейших аэропортах мира (взять хотя бы аэропорт Паро в Бутане, окруженный горными вершинами, посадка в котором разрешена лишь нескольким сотням пилотов в мире).
Всю эту тираду восторженных эмоций мне, однако, придется прервать рассказом о проблемах игры. Начнем, пожалуй, с режима обучения. Да, совсем уж поверхностным его назвать никак нельзя. Здесь вас обучат взлету и посадке, особенностям управления самолетом на земле и в воздухе, а также навигации в соответствии с установленным курсом и по топографическим ориентирам. И да, этого будет достаточно для большинства желающих просто полетать и поглазеть на местную красоту. Но вот более тонкие нюансы вам никто разъяснять не будет. Таким образом, то, как общаться с диспетчером, как полноценно обуздать хотя бы часть всех этих кнопок и переключателей в кабине 747-го и правильно составлять план полета, будьте добры, узнавайте как-нибудь сами.
Куда более ощутимая проблема Microsoft Flight Simulator касается ее монотонности. Да, первые несколько часов ваши глаза будут разбегаться в выборе того, чем себя занять: на каком самолете полетать, какой урок повторить для закрепления, какое место посмотреть, а может махнуть к родным в Сургут? Но потом, когда немного осваиваешься, понимаешь, что перелет на несколько тысяч километров – это больше десятка часов реального времени, в течение которых только начало и конец – это какие-то активные действия, а далее на круизе вы или полностью переключаетесь на автопилот, или совершаете небольшие корректировки направления и высоты, если все же решили управлять самолетом самостоятельно от и до. Да, игра дает возможность пропустить монотонный перелет и сразу после взлета перейти к подходу, снижению или непосредственно к посадке в пункт назначения. Но в таких случаях всегда задумываешься, не пропустил ли ты чего интересного по пути.
А интересного даже помимо примечательных мест здесь ой как много. Благодарить за это стоит в первую очередь графику. Когда я впервые запустил игру в экскурсионном полете над Бора-Бора, то натурально уронил челюсть. Microsoft Flight Simulator чуть ли не каждым своим кадром генерирует обои на рабочий стол. Красивейшие модели самолетов, детально воссозданные один в один даже в салоне, мягкие объемные облака, освещение, которое рисует умопомрачительные восходы и закаты, сотни и тысячи строений в огромных мегаполисах, которые хоть и могут при ближайшем рассмотрении отпугнуть криво сгенерированной и натянутой текстуркой, но с высоты птичьего полета смотрятся очень и очень достойно – все это делает эксклюзив Microsoft одним из самых зрелищных на сегодняшний день. Даже работа камеры от третьего лица старается сделать вам красиво, аккуратно и плавно следуя за самолетом на виражах.
Ну и раз уж мы говорим о симуляторе, то важным моментом является и управление. Консольная версия игры предлагает два варианта – штатный геймпад или летный контроллер (HOTAS). На вопрос, какой из вариантов предпочесть, ответ один – оба одновременно, благо игра это позволяет. Да, я не могу сказать, что с геймпадом Microsoft Flight Simulator малоиграбельна. Но, во-первых, на нем слишком мало кнопок, поэтому вам придется долго ломать голову, выдумывая комбинации клавиш (за это разработчикам спасибо), чтобы назначить их на выполнение второстепенных, но важных задач. А во-вторых, стики и триггеры геймпада имеют довольно малый ход, так что, как ни крути, управление рулями самолета чересчур чувствительно. Даже на летном джойстике для микрокорректировок (с которыми очень важно не переусердствовать) достаточно лишь небольшого касания РУСа, чего уж говорить о том, как вам придется привыкать к управлению рысканьем с помощью триггеров геймпада. С другой стороны, управление одним лишь джойстиком не даст вам доступа к некоторым вспомогательным функциям, вроде вращения камеры, удобного управления внутриигровым меню полета и так далее. Но, как я говорил ранее, вы можете использовать оба контроллера одновременно.
Подводя итог, можно сказать, что Microsoft Flight Simulator – это уникальная игра, аналогов которой на консольном поле просто не существует. Она с равным успехом может полностью удовлетворять как потребности фанатов авиатехники в симуляции управления крылатой машиной, так и жажду исследований самых дальних уголков нашей планеты.
После нескольких крупных апдейтов на ПК Microsoft Flight Simulator можно назвать скорее платформой, чем обычной игрой в полном смысле этого слова. Но уже сейчас понятно, что её ждет большое будущее.
Сможет ли массовый игрок получить удовольствие от Microsoft Flight Simulator? На эту тему пользователя персональных компьютеров спорят до сих пор. Теперь в этот спор вливаются и пользователи консолей Xbox, а я полетел догонять закат над Африкой.
Microsoft Flight Simulator выходит на Xbox Series X|S уже 27 июля. Сразу в каталоге Xbox Game Pass.