За что с покупателей незаконно берут деньги в магазине: пять случаев

0 0

Магазины, как известно, благотворительностью не занимаются — и чтобы приобрести нужный товар, покупатель должен за него заплатить.

Но бывает, что в погоне за прибылью магазины иногда забываются — и выставляют покупателям счет даже за то, что по закону вовсе не требует никакой оплаты.

Приведу несколько примеров, когда с покупателей незаконно берут деньги в магазине.

1. За пакет

При продаже продуктов «на развес» продавец иногда плюсует к стоимости товара еще и стоимость пакета.

На данный момент это строго запрещено законом: развесные продовольственные товары должны передаваться покупателям только в упакованном виде, причем без взимания платы за саму упаковку (п. 36 Правил продажи товаров № 2463).

Продавец может предложить упаковать товар в дополнительную тару (например, в более плотный пакет или в коробку) — за это уже может взиматься отдельная плата, но при условии, что покупатель согласится (навязывание платной упаковки строго запрещено).

Начиная с этого года, закон требует от продавцов обеспечить бесплатную упаковку для продуктов, которые реализуются вне торговых объектов — на улице, на дому и т. д. (п. 7 Правил № 2463).

Бесплатная упаковка также обязательна для продаваемой одежды, обуви, тканей и меховых товаров (п. 62 Правил № 2463).

2. За «подорожание» товара

Реальный пример: гражданин выбрал на сайте интернет-магазина телефон, оформил заказ и перевел деньги в размере указанной продавцом стоимости.

Но вместо телефона ему пришло письмо из магазина о том, что цена на телефон повысилась и нужно доплатить еще несколько тысяч. Покупатель с этим не согласился — и добился через суд, чтобы ему продали телефон по старой цене (Смоленск, Промышленный р-й суд, дело № 2-2013/2015).

Поскольку цена, указанная продавцом публично (на сайте или на ценнике), является частью оферты — значит, он обязан заключить договор на заявленных им же условиях с каждым, кто к нему обратится (ст. 494 ГК РФ).

То же правило действует, если на витрине магазина указана одна цена товара, а на кассе считают сумму к оплате уже по новой, более высокой цене.

3. За доставку и установку

Женщина заказала на сайте магазина товар, но вскоре после этого отменила свой заказ. Однако магазин все равно выставил ей счет за доставку товара, поскольку такие условия были указаны в публичной оферте.

Суд задолженность аннулировал, т. к. признал здесь нарушение прав потребителя: магазин не понес никаких расходов на доставку, а деньги за нее требовал (АС МО, дело № А41-69947/2019).

В другом случае магазин продавал кондиционеры, делая покупателям скидку в виде бесплатной установки. Вот только в чеках при покупке указывалось две суммы — за сам прибор и за его установку.

Суд признал, что здесь происходит обман потребителей и взыскал стоимость установки кондиционера с продавца в пользу покупателя (решение Мирового судьи с/у № 8 Октябрьского р-на г.Тамбова от 10.01.2020).

В Правилах продажи товаров прямо сказано, что если стоимость сборки и установки товара включены в его стоимость, эти работы должны выполняться бесплатно (п. 40).

4. За дополнительную гарантию

Иногда магазины включают в общую стоимость товара и дополнительную гарантию на него. Это незаконно.

Роспотребнадзор допускает дополнительную плату за гарантию только, если ее срок отсчитывается по окончании основной гарантии — продлевая тем самым ответственность продавца за качество товара.

При этом оплата дополнительной гарантии должна носить исключительно добровольный характер.

5. За дополнительные товары

Мужчина приобрел входную железную дверь с установкой. Но за замок продавец потребовал отдельную плату и не передал его покупателю, так как тот отказался доплачивать.

Суд признал это незаконным, т. к. в описании товара замок был указан в комплекте. А покупатель не должен оплачивать то, что и так входит в стоимость товара.

Еще одно связанное с этим нарушение, которое до сих пор встречается в торговле — это установление минимальной суммы покупки.

Недавно аптеку оштрафовали за то, что покупателям отказывали в продаже лекарств, если стоимость их покупки не доходила до 500 рублей.

Чтобы выполнить условие продавца, людям приходилось покупать больше товаров — а это не что иное, как запрещенное навязывание дополнительных товаров и услуг (Седьмой ААС, дело № А45-42605/2019).

Если магазин незаконно требует от вас деньги за что-то, направляйте жалобу в Роспотребнадзор, в общество защиты прав потребителей или обращайтесь непосредственно в суд. Не стоит переплачивать за воздух.

© Сивакова И. В., 2021 г.

По материалам: zen.yandex.ru
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy